Биография

Асмолов Александр Григорьевич

российский психолог, педагог, исследователь, публицист

Асмолов Александр Григорьевич (22 февраля 1949, Москва) – российский психолог, педагог, исследователь, публицист, государственный деятель; заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова; директор Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; профессор-исследователь НИУ ВШЭ; председатель Экспертно-стратегического совета и научный руководитель Благотворительного фонда «Вклад в будущее», доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского государственного университета, академик Российской академии образования, вице-президент Российского психологического общества, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования. Награжден орденом Дружбы, медалью К.Д. Ушинского и медалью Л.С. Выготского; профессор года — 2018 в номинации «Психологические науки».

Основные области интересов

Исследования эволюции уникальности человека как неповторимой ценности в эволюции природы и истории общества;

Разработка конструктивистской методологии познания через оптику системно-деятельностного подхода и историко-эволюционного анализа сложных систем в эволюционной психологии и этологии, психологии личности, когнитивной психологии активности, психофизике решения сенсорных задач, психологии сознания, психологии установки и бессознательного, психологии межкультурной коммуникации и культурной антропологии, психологии толерантности и переговоров, педагогической антропологии и социокультурной модернизации образования; 

Поиск путей развития научных школ: школы культурно-исторической психологии и психологической теории деятельности Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева; школы «физиологии активности» Н.А. Бернштейна и психофизиологической концепции вероятностного прогнозирования будущего И.М. Фейгенберга; школы психологии установки и бессознательного Д.Н. Узнадзе;

Образовательная политика, направленная на воплощение идей междисциплинарных исследований человека в антропологических практиках гуманистического вариативного образования и педагогике достоинства;

Культурный слой

Родился 22 февраля 1949 года в Москве. Отец — Григорий Львович Асмолов (1907—1984), в 1926-1928 годах служил на Черноморском флоте на крейсере «Червона Украина», один из старейших организаторов энергетики в СССР, Заслуженный энергетик СССР. В 20-ые годы отец участвовал в литературном объединении армии и флота. 

В этот период познакомился с командармом Семеном Буденым, писателями Дьмьяном Бедным и Мате Залка, будущим кинодраматургом Алексеем Каплером. В 30ые годы он возглавил «Югэнерго» и участвовал в обороне Ростова в годы Великой Отечественной войны. Именно от отца А.Г. Асмолов унаследовал поэтику таких великих строек Сибири как Братская ГЭС.  Мать — Мария Самойловна Асмолова (1909—1983), в 1920 годах была секретарём Харьковского городского комитета ВЛКСМ и капитаном сборной в городе Харьков по волейболу. 

Она вместе с отцом верой и любовью в своих детей сделала их жизнь творческой и счастливой. Старшая сестра (род. 1933)  — журналист и литературный переводчик Наталья Григорьевна Асмолова-Тендрякова. Благодаря старшей сестре в нашей семье были гостями: Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Борис Носик и другие представители творческой интеллигенции, общение с которыми открывало широкие культурные горизонты. 

С 1961 года произошло событие, резко изменившее всю биографию А.Г. Асмолова – мужем сестры стал известный советский писатель и публицист Владимир Фёдорович Тендряков, которого А.Г. Асмолов считал и считает культурным героем нашего времени. Годы юношества и формирования идеологических установок А.Г. Асмолова протекали в поселке «Советский писатель» (Красная Пахра), в общении с Беллой Ахмадулиной, Юрием Трифоновым, Владимиром Войновичем, Эльдаром Рязановым, Орестом Верейским, Зиновием Гердом, Михаилом Матусовским, Камилом Икрамовым, Вениамином Смеховым, Андреем и Сергеем Капицей. 

Именно в Красной Пахре произошла встреча с психологом академиком А.Н. Леонтьевым и его семьей, ставшая стартом для академической биографии. Культурный слой поселка «Советский писатель» стал школой жизни, в которой А.Г. Асмолов в том числе получал уроки понимания психологии человека в беседах с такими психологами как А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, П.Я. Гальперин и Г.М. Андреева.

Старший брат (род.1946) — теплофизик, ведущий эксперт по безопасности атомной энергетики, государственный деятель, доктор технических наук Владимир Григорьевич Асмолов. Его имя тесно связано с ликвидацией последствий аварии на Чернобольской АЭС и становлением атомной энергетики в СССР и России. В 1974 году А.Г. женился на выпускнице факультета психологии МГУ – Евгении Иосифовне Фейгенберг (род.1951), в последствии работающей в области нейропсихологии восстановительного обучения под руководством профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Л.С. Цветковой.

С Е.И. Фейгенберг связана личная и академическая биография А.Г. Асмолова. Старший сын (род.1980) – доцент Королевского колледжа Лондона, эксперт в области развития интернета, социальных сетей и кризисных коммуникаций, Лауреат премии Рунета (2010), доктор философии (PhD) по специальности «Медиа и коммуникации» Григорий Александрович Асмолов.

Младший сын (род.1982) – кандидат технических наук, специалист в области организации и технологии защиты информации, эксперт в области дополнительного образования детей и подростков, Лауреат Премии РФ в области образования (2015) Тимофей Александрович Асмолов.

Альбом

Академическая позиция

А.Г. Асмолов поступил на биолого-географический факультет Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской (1966–1968). В 1968 году начал работать лаборантом лаборатории психофизики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (руководитель и первый учитель доцент М.Б. Михалевская) и перешел на вечернее отделение факультета психологии МГУ. 1972 году окончил дневное отделение факультета психологии МГУ.

В годы обучения научное мировоззрение складывалось в общении с доцентом лаборатории психофизики М.Б. Михалевской, профессорами факультета психологии – А.Н. Леонтьевым, А.А. Леоентьевым, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным, Ю.Б. Гиппенрейтер, Н.Ф. Талызиной, В.П. Зинченко, О.К. Тихомировым, Е.Н. Соколовым, Я.А. Панаморевым; преподавателями и доцентами – В.Я. Романовым, Б.С. Братусем, В.А. Иванниковым, И.И. Ильясовым и др. Однокурсники А.Г. Асмолова – В.А. Петровский, А.И. Донцов, Е.В. Субботский, Е.Е. Кравцова, Б.С. Котик, А.А. Цыганок, С.Н. Ениколопов, Е.Д. Шехтер и др.

Значительное влияние на профессиональное и идеологическое становление личности поколения выпускников факультета психологии начала 70ых годов оказали лекции по методологии психологии выдающегося мыслителя М.К. Мамардашвили. В 1974 году совместно с М.Б. Михалевской и К.В. Бардиным было разработано направление в области психофизики, идеи которого отражены в статье «От психофизики «чистых» ощущений — к психофизике сенсорных задач». В 1976 году А.Г. Асмолов защитил кандидатскую диссертацию на тему «О месте установки в структуре деятельности» под руководством А.Н. Леонтьева.

Оппонентами на защите кандидатской диссертации были академик АПН СССР А.В. Запорожец и ведущий специалист в области психологии бессознательного, доктор медицинский наук Ф.В. Басин. В обсуждении диссертации приняли участие профессора Л.М. Веккер, М.Г. Ярошевский, Ш.А. Надирашвили и А.Е. Шерозия. Ведущим событием после защиты кандидатской диссертации была организация международного Симпозиума «Бессознательное: природа, функции, методы исследования» (Тбилиси, 1978), на котором выступил с докладом, посвященном классификации неосознаваемых явлений. В 1979 году вышла монография «Деятельность и установка», посвященная диалогу между школой теории деятельности А.Н. Леонтьева и школой психологии установки Д.Н. Узнадзе.

Гипотеза об иерархической природе установок как стабилизаторов поведения личности, а также разработанный совместно с В.А. Петровским динамический подход к психологии деятельности стали одной из ведущих линий исследования, приведших к разработке системно-деятельностного подхода в психологии.

Другая линия была связана с разработкой перспектив исследования смысловых образований личности совместно с Б.В. Зейгарник, Л.С. Цветковой, Б.С. Братусем, В.А. Петровским, Е.В. Субботским и А.У. Харашем.

Эта линия исследований нашла свое продолжение в докторской диссертации Историко-эволюционный подход к психологии личности» (1996). В период с 1984 года по настоящее время А.Г. Асмолов читает на факультете психологии лекции по курсам «Психология личности» и «Методологические основы психологии».

В 1998 году по инициативе А.Г. Асмолова было организована первая в России кафедра психологии личности. Ведущие сотрудники кафедры за этот период: профессора – А.А. Леонтьев, Ф.Е. Василюк, В.А. Иванников, Г.У. Солдатова, А.Н. Гусев, В.С. Собкин, С.Т. Агарков и др.; доценты, преподаватели и научные сотрудники – В.Я. Романов, Т.А. Нестик, А.У. Хараш, С.Н. Ениколопов, А.М. Айламазьян, С.В. Кривцова, Е.Е. Насиновская, Е.Ю. Патяева, А.И. Чекалина, М.И. Звягинцева, Е.Н. Львова, С.В. Чигарькова, М.В. Ветлинская, М.Е.М. Зиновьева и др.

В 2018 году была проведена международная конференция «Личность в эпоху перемен: Mobilis in Mobili», раскрывающая горизонты историко-эволюционного подхода в современной психологии и антропологии. За время работы с 1968 года А.Г. Асмолов занимал следующие академические позиции: лаборант, старший лаборант, ассистент кафедры общей психологии (1968–1981), доцент кафедры общей психологии (1981–1988), профессор кафедры общей психологии (с 1992), заведующий кафедрой психологии личности (с 1998) факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

С 2018 года по настоящее время А.Г. Асмолов – директор Школы антропологии будущего и советник по гуманитарной политике ректора РАНХиГС; профессор-исследователь НИИ ВШЭ. В настоящее время А.Г. Асмолов является председателем диссертационного совета МГУ по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии».

Основное содержание периода деятельности с 1968 года по настоящее время отражено в следующих монографиях: «Деятельность и установка» (1979); «Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов» (1985); «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996); «Психология личности: культурно-историческое понимание человека» (1 издание 1990 — 5 издание 2019); «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии» (2002); «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (2015); «Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции» (совместно с Е.Д. Шехтер, А.М. Черноризовым, 2018).

Государственно-общественные позиции

С 1988 года А.Г. Асмолов по приглашению председателя Гособразования СССР Г.А. Ягодина – становится главным психологом и советником председателя Гособразования СССР. Участвует в разработке практической психологии образования; целевых программ, посвященных проблемам одаренных детей, детей с отклонениями развития и детей с социальными девиациями; а также выступает инициатором социально-психологических программ «Дети Чернобыля»; профориентации и психологической поддержки (1988-1992).

Совместно с В.А. Петровским во ВНИКЕ «Школа» (руководитель Э.Д. Днепров) разрабатывает концепцию дошкольного воспитания. В этот период обосновывается как ценностная установка развития образования от культуры полезности — к культуре достоинства. В 1992 году по приглашению министра образования РФ Э.Д. Днепрова начинает работу в качестве заместителя министра образования РФ и инициирует инновационную стратегию вариативного образования как расширения возможностей развития личности, идеи которой продолжает разрабатывать по настоящее время.

А.Г. Асмолов особое внимание уделяет реабилитации репрессированной в 1936 году педологии как науке о целостном развитии личности ребенка.

Становится главным редактором журнала «Педология» (1999-2003). Идеологические установки этого периода отражены в брошюре «Психоаналитические заметки из кресла чиновника» (1993). В 1992 году совместно с Э.Д. Днепровым и А.В. Петровским принимает участие в организации Российской академии образования (РАО). В 1993 году по инициативе игумена Иоанна (Экономцев) подписывает с Патриархом Алексеем 2 соглашение о проведении первых «Рождественских чтений». В 1994 году А.Г. Асмолов — заместитель председателя рабочей комиссии по переговорам с Чеченской республикой под руководством В.А. Михайлова, направленной на предотвращение военного конфликта с Чечней. С 1996 года по 1998 А.Г Асмолов – заместитель министра и первый заместитель министра министерства общего и профессионального образования РФ.

В 1997 году совместно с Михаилом Дмитриевым, Татьяной Клячко, Ярославом Кузьминовым, Александром Тихоновым и Александром Кондаковым разрабатывает проект организационно-экономической модернизация образования. В 2001 году А.Г. Асмолов становится одним из инициаторов и научным руководителем Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». С 2004 года по настоящее время А.Г. Асмолов является членом комиссии Юнеско при Правительстве РФ. С 2009 года по 2018 год А.Г. Асмолов — директор «Федерального института развития образования» (ФИРО) Министерства образования и науки. В этот период разрабатываются социокультурная стратегия модернизации образования; федеральные стандарты общего образования (ФГОС); ФГОС дошкольного образования (2013); концепция дополнительного образования детей и подростков (2014).

Основное содержание периода деятельности с 1992 года по 2018 год отражено в монографиях: «Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий» (совместно с Г.У. Солдатовой и др., 2006); «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» (совместно с Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, Н.Г. Савлиной и др., 2008); «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (2015); нормативных документах правительства РФ о стандартах общего и дошкольного образования, концепции дополнительного образования детей и подростков.

С 1992 года по настоящее время Вице-президент общества психологов и член «Федерации психологов образования».

С 2018 года по настоящее время А.Г. Асмолов участвует в работе экспертного совета по воспитанию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке (2018); межведомственной рабочая группа по вопросам развития системы общего образования при президенте РФ (2020); экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха (2021); Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ (с 2018).

Альбом

Достижения и награды

Федеральный уровень

  • Почетные значки Государственного комитета по образованию СССР (1988-2002)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Заслуженный работник высшей школы РФ (2005)
  • Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2010)
  • Кавалер Ордена Дружбы (2012)
  • Профессор года 2018 в номинации «Психологические науки» (2018)

Академический уровень

  • Медаль К.Д. Ушинского РАО (2003)
  • Юбилейный нагрудный знак «250 лет МГУ имени М.В. Ломоносова» (2004)
  • Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» (2005)
  • Золотая медаль «За достижение в науке» РАО (2007)
  • «Медаль Л.С. Выготского» РАО (2012)
  • Лауреат Национального психологического конкурса конкурса «Золотая Психея» (2019)

Участие в деятельности федеральных государственных структур

  • Главный психолог-советник председателя Государственного комитета СССР по образованию (1988-1992)
  • Заместитель министра образования и первый заместитель министра общего и профессионального образования (1992-1998)
  • Член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ (с 2018)
  • Член комиссии ЮНЕСКО при Правительстве РФ
  • Член Комиссии Государственного совета РФ по направлению «Образование» (с 2021)
  • Член межведомственной рабочая группа по вопросам развития системы общего образования при президенте РФ (с 2020)
  • Член экспертного совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам дополнительного образования детей и взрослых, воспитания и детского отдыха (с 2021)
  • Член экспертного совета по воспитанию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке (с 2018)
  • Член Совета по стандартам Минобрнауки РФ (2010-2016)

Участие в деятельности академических и профессиональных структур

  • Председатель Специализированного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии» в МГУ
  • Член Президиума по психологии УМО по классическому университетскому образованию
  • Член Президиума Российского психологического общества
  • Член Федерации психологов образования России
  • Член Международного общества культурно-деятельностных исследований ISCAR

Членство в редколлегиях научных и научно-публицистических журналов

Главный редактор журнала «Образовательная политика», заместитель главного редактора «Lurian Journal». Член редакционных коллегий журналов: «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Вестник Московского университета», «Вопросы образования» (ГУ-ВШЭ), «Вестник практической психологии образования» (Психологический институт РАО), «Культурно-историческая психология», «Сибирский психологический журнал», «Национальный психологический журнал», «Образование и наука», «Известия Российской Академии образования», «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология», «Современное дошкольное образование», «Койнон Уральского федерального университета», «Поволжский педагогический вестник», «Учительская газета», «Исследователь», «Полилог», «Российский психологический журнал», «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Психология».