Психология и нейроархеология: пространство диалога А.Г. Асмолов, Г.Д. Емелин, М.А. Власова, М.В. Фаликман. - Вопросы психологии - Научная публикация Нейроархеологии как перспективное направление взаимодействия когнитивной науки и культурно-исторической психологии.
Парадокс сосуществания адаптации и преадаптации в историко-эволюционном процессе Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. - Вопросы психологии - Научная публикация
Сложность как символ познания человека: от постулата к предмету исследования Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М - Научная публикация Данная статья посвящена разгадке того, почему сложные системы становятся сложными. Анализируется парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, феномен сложности признается одним из самых ярких символов познания человека, а…
Сложность как символ познания человека: от постулата к предмету исследования А.Г. Асмолов, Е.Д. Шехтер, А.М. Черноризов. - Вопросы психологии - Научная публикация Разгадка того, почему сложные системы становятся сложными.
Культурные практики поддержания конструктивного и деструктивного разнообразия в сложных системах Асмолов А.Г., Сорокина С.С. - Вопросы психологии - Научная публикация
Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. - Вопросы психологии - Научная публикация Природа Интернета как принципиально незавершаемой генеративной сети.
Родословная «жизни сообща»: еще раз о скачках эволюции Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. - Вопросы психологии - Научная публикация С позиций историко-эволюционной методологии проблема происхождения социальности анализируется в более широком, чем традиционно принято, масштабе — как проблема зарождения и возрастания сложности «жизни сообща».
Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. - Вопросы психологии - Научная публикация В статье показывается, что во многом благодаря теории открытых неравновесных систем И.Р. Пригожина, неклассической биологии целенаправленной активности Н.А. Бернштейна, модернистским теориям и новым фактам, открытым в эволюционной биологии…
К 120-летию Н.А. Бернштейна Асмолов А.Г. - Вопросы психологии - Научная публикация В год 120-летия классика мировой науки, основателя физиологии активности и концепции построения движения Николая Александровича Бернштейна вниманию читателей предлагается исследование живого движения, проведенное его учеником и последователем -…
Что такое жизнь с точки зрения психологии: историко-эволюционный подход к психофизической проблеме Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. - Вопросы психологии - Научная публикация Психофизическая проблема анализируется в контексте прогрессивной эволюции сложных целенаправленных живых систем. Аргументируется методологическая позиция о несводимости психических феноменов к физиологическим процессам мозга.
По ту сторону гомеостаза: историко-эволюционный подход к развитию сложных систем Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. - Вопросы психологии - Научная публикация С позиций историко-эволюционного подхода к развитию сложных систем раскрываются риски редукции эволюционного процесса к адаптации, обеспечиваемой гомеостазом, а также сведения факторов эволюции к движущему и стабилизирующему отбору.
Историко-эволюционный синтез: взаимная помощь как фактор эволюции Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. - Вопросы психологии - Научная публикация С позиций системного историко-эволюционного подхода, раскрывающего взаимоотношения между природой, обществом и личностью, анализируется эволюционное значение индивидуальных различий и доказывается, что восхождение к личностной неповторимости является одной из стратегических…
Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, Н.Г. Салмина и др. - Вопросы психологии - Научная публикация Обосновывается новая парадигма проектирования стандартов школьного образования.
Культурно-историческая психология и этносоциология образования: второе рождение Асмолов А.Г. - Вопросы психологии - Научная публикация В международном психологическом сообществе достаточно явно звучат грустные пророчества о том, что культурно-историческая психология рискует исчезнуть с карты советской, а ныне — российской психологии.
XXI век: психология в век психологии Асмолов А.Г. - Вопросы психологии - Научная публикация На пороге XXI в. современная психология оказалась в ситуации, емко передаваемой формулой старых русских сказок: «Поди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что».
Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности Асмолов А.Г., Фейгенберг Е.И. - Вопросы психологии - Научная публикация Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.Н. Леонтьева составляет фундамент историко-эволюционного подхода в психологии.
Образование как расширение возможностей развития: от диагностики отбора — к диагностике развития личности Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. - Вопросы психологии - Научная публикация Доклад на VII Международной конференции по профессиональной ориентации (Япония).
Установки личности и противоправное поведение Асмолов А.Г., Иванченко В.Н., Ениколопов С.Н. - Вопросы психологии - Научная публикация Несмотря на возрастание потока исследований в области психологии личности, приходится констатировать, что теория и практика изучения личности значительно отстают от исследований в других областях психической реальности. «Мы не…
Непройденный путь: от культуры полезности — к культуре достоинства Асмолов А.Г. - Вопросы психологии - Научная публикация Современное образование напоминает мне одного из героев повести Шолом-Алейхема, который любил повторять: «Мне хорошо. Я — сирота». «Мне хорошо. У меня — кризис»,— с настойчивостью внушает обществу наше…
Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования Асмолов А.Г. - Вопросы психологии - Научная публикация Современные исследования по психологии личности отмечены знаком «коперниканской» революции.