Что такое душа? Размышляют психологи и раввин
24 февраля 2021 года в онлайн-формате состоялась встреча «Психология и религия: диалог о душе», на которой главный раввин России Берл Лазар и академик РАО, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, доктор психологических наук Александр Асмолов обсудили, что такое душа. Модератором встречи выступила журналистка и телеведущая Марианна Максимовская.
Берл Лазар объяснил, как найти в человеке душу:
«Не могу сказать, что мое определение самое точное, но оно очень близкое. Я задаю человеку такой вопрос: “Скажи мне, кто чувствует боль? Кто любит? Кто понимает?” И когда человек начинает мне говорить: “Это разум, это сердце, это мозг”, — я объясняю, что сердце гоняет кровь, мозг — также просто орган, который не может чувствовать. Понятно, что есть что-то глубже, чем физические органы, — это и есть душа. То, что мы понимаем, то, что мы чувствуем, наши желания, наши мечты — это душа. И боль — душа, и страх — душа, и, к сожалению, ненависть, зависть — это также душа. Когда человек понимает, что не его внешность, не физическое здоровье, а духовная составляющая — это и есть главная часть его жизни, он понимает, что на что-то он должен работать. Можно говорить о душе очень глубоко: можно говорить, как каббала или хасидизм объясняют, что такое душа, но для обычного человека это очень абстрактный термин. А когда ты говоришь человеку: “Ты сегодня что-то понял. Кто это понял? Ты пришел к новому пониманию, появились новые желания — это и есть твоя душа. Поэтому разберемся и поймем, откуда эти желания, почему они у тебя появились, а к кому-то другому эти желания не пришли”, — тогда человек старается понять, откуда все это пришло».
Александр Григорьевич Асмолов так объяснил, что значит душа в психологии:
«Психологи разные, и есть много разных ответов. Мы говорим “психология как наука о душе”: в словаре Даля психолог определялся как душевед, а психология — как душеведение. Когда нет души, то ты не жив, поэтому душа в буквальном смысле — это двигатель человеческого развития. Душа, прежде всего, связана с тем, ради чего ты живешь, с мотивами, страстями. Главное — не ищите душу в теле человека. Когда я объясняю студентам, что такое психика (а душа у Аристотеля была практически синонимом психики), я показываю им денежную купюру и говорю: “Если я эту бумажку проанализирую под самым тонким электронным микроскопом, узнаю ли я, откуда берется стоимость и почему на эту тысячу рублей я могу что-то приобрести? Не узнаю. А если подвергну ее химическому анализу, пойму? Не пойму. Если я, как Иван Петрович Павлов при изучении мозга, чтобы понять, что на что влияет, начну вырезать кусочки, пойму? Никогда вы по бумажке не поймете, что такое стоимость и цена. Понять, где душа, можно только из потока взаимоотношений с миром”. В ходе взаимоотношений с миром рождаются мотивы и образы, которые двигают нашу жизнь».
Марианна Максимовская попросила участников встречи ответить, чем душа отличается от личности. Александр Григорьевич отметил:
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают — это моя любимая формула. Индивиды мы все: у нас есть телесность, и мы унаследовали от динозавров огромное количество программ, наша генетика связана с индивидом. Личность, как правило, — это система социальных ролей, которая задает определенные программы поведения. А индивидуальность — это те личностные выборы, которые мы делаем на основе своих мотивов. В этой категориальной сетке души не существует».
Продолжая размышления о душе, Александр Асмолов добавил: «Душа — это потенциал личности. И в этом контексте психология делает все, чтобы помочь человеку раскрыть свой душевный потенциал, чтоб обрести великодушие, рождающееся в социуме, и найти самого себя… Наш жизненный путь усеян осколками того, кем мы хотели стать и не стали. Жизненный путь — это история отклоненных альтернатив и выборов. И в ходе этого можно обрести душу — обрести ценностные основы жизни, обрести душу — это обрести направление, ценностный вектор».
Берл Лазар ответил на вопрос о душе и личности с религиозной точки зрения:
«Раскрыть свою личность, чтобы человек понял, кто он такой, — это очень сложная работа. Человек может всю жизнь искать себя. Если бы человек всю жизнь провел в одиночестве на необитаемом острове, он бы тоже думал: “Кто я такой?” Я бы сказал, главная задача религии — сделать так, чтобы человек не только раскрыл, кто он такой, но и создал себя. Понятно, что социум и родители влияют на ребенка, но в какой-то момент он сам принимает решение, что делать. Он всю жизнь старается раскрыть свою личность, глубоко внутри он дает себе задачу: “Как я могу реализовать тот потенциал, который получил от Бога?” Это душа. Если бы душа осталась на небесах, у нее была бы очень простая жизнь. Проблема в том, что она находится в теле, в социуме, где много соблазнов и интересов. И душа борется с этим, с одной стороны, есть физические потребности, с другой — соблазны социума, с третьей — внутренние ощущения. Кто я? Что я хочу делать? Кем я хочу стать? Это тяжелейшая борьба, которая идет каждый день. Я бы сказал, что личность — это совокупность души и тела. Душа — это потенциал, реализовать этот потенциал без тела невозможно».
Виктор Ефимович Каган, доктор медицинских наук (РФ), M.D., Ph.D. (USA), член Независимой психиатрической ассоциации России, почетный член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии, в конце встречи привел еще одно определение души и дал метафоричное объяснение взаимоотношениям психологии и религии:
«Меня давно интересует соотношение религии и психологии. В середине 90-х годов с Александром Бадхеном мы выпустили книгу “Новая психология и духовное измерение”, она как раз была об этом. Но фокус наш заключается в том, чтобы, уважая друг друга и не отшибая “второе крыло”, как можно больше, глубже и лучше понять наши различия. Что делает религия? Что делает психология? Для чего религия, а для чего психология? Как они могут быть для человека двумя крыльями?.. Что такое душа? Я знаю самых хороший ответ на этот вопрос, дал его когда-то Григорий Сковорода: “Душа — это то, что делает траву травой, дерево деревом, а человека человеком. Без нее трава — сено, дерево — дрова, человек — труп”. И если мне задают такой вопрос, я привожу эти слова и вижу, что человек понимает».
Тахир Юсупович Базаров, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Московской школы практической психологии при Московском институте психоанализа, поделился своими размышлениями:
«Два крыла, два полушария. Я бы хотел сказать о теле, которое между этими пространствами. Мне кажется, здесь зарыта интересная тайна. Когда встречаются люди, важен образ, который передается. Это не слова, это некая энергия, которая объединяет людей и существует между ними. Я не могу не вспомнить митрополита Антония Сурожского, который, будучи священником в британской тюрьме, должен был исповедать православного грека — террориста и преступника. И он идет к нему и думает: “Мои коллеги не очень-то придерживаются тайны исповеди, значит, тот человек понимает, что я тоже могу быть таким. Я не такой! Но тот-то представляет, что я могу быть таким. Что мне с этим делать?” И он говорит преступнику: “Это будет особая исповедь. Мне, пожалуйста, не говорите ничего. Мы встанем у креста, я буду молиться, а вы будете исповедоваться перед Господом — напрямую, сами. И я увижу эту исповедь по результату и причащу вас”. Так оно и произошло. С моей точки зрения, этот момент важен: с чем, с каким посылом, с каким внутренним состоянием, с каким образом священник или психолог встречается с человеком. Это интересная история, объединяющая и религиозные традиции, и психологические традиции, — найти то тело, которое между двумя крыльями, найти ту часть, которая и есть суть между полушариями. Не в полушариях дело, а в этой сути».