Проблемы психологии образования обсудили на международной конференции
6 декабря пленарным заседанием начался международный конгресс «Психология — образованию». Организаторами конференции выступили факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Психологический институт Российской академии образования, Российское психологическое общество.
Открыл конгресс ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, академик РАН, вице-президент РАН Виктор Антонович Садовничий. В своем выступлении Виктор Антонович обратился к истории развития в России психологии как науки: от её истоков еще в 18 веке к открытию первого Психологического института в 1914 году. В.А. Садовничий упомянул о роли в развитии психологии Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева. Рассказав о создании факультета психологии МГУ и о первом международном конгрессе психологов в Москве, Виктор Антонович перешел к сегодняшним примерам междисциплинарного сотрудничества в МГУ: Центру виртуальной реальности и Институту человека. Также В.А. Садовничий привел результаты исследовательского проекта «Растем с Россией» в области психологии развития и образования и общероссийского научного проекта «Исследуем дома!».
Затем слово взяла председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, кандидат педагогических наук Лилия Салаватовна Гумерова. Она назвала ключевые проблемы психологии образования: повышение профессиональной компетентности учителей, организация психологической службы в школах, обеспечение психологической безопасности в образовательной среде, благополучие ребенка в условиях цифровизации. Л.С. Гумерова отметила нехватку школьных психологов: по её словам, сегодня в России насчитывается 39 тысяч школ и около 28 тысяч психологов, а более 2000 ставок психологов — вакантны. Лилия Салаватовна отметила, что психолог в системе образования должен быть готов не только работать с детьми, но и наращивать психологические компетенции учителей и родителей. На увеличение психологической компетенции учителей направлены и планы по пересмотру подготовки в вузах будущих педагогов к работе с родителями, о которых рассказала Л.С. Гумерова.
Собравшихся приветствовала заместитель министра науки и высшего образования России Елена Сергеевна Дружинина. Она обратилась к теме психологической поддержки в вузах. Как рассказала Елена Сергеевна, психологическая помощь оказывается в 168 университетах, подведомственных Минобрнауки. По её словам, в зоне повышенного внимания находятся первокурсники. Также Е.С Дружинина перечислила, с какими традиционными сложностями и новыми вызовами сталкиваются студенты, среди них: деформация традиционных форм социализации, связанная с цифровизацией, противоречия формирования естественной и сетевой идентичности, новые формы зависимостей и асоциального поведения.
На пленарном заседании выступила заместитель министра здравоохранения России Татьяна Владимировна Семенова. Она рассказала об опыте разрушения межведомственной разобщенности, позволившей за время пандемии добиться успехов в медицинской сфере. Подобный опыт, по словам Татьяны Владимировны, мог бы оказаться полезным и во взаимодействии сфер психологии и образования. «Психология сегодня должна дать образованию компетенции педагогов, поскольку такого количества психологов, качественных психологов, за одно мгновение страна ни системе образования, ни системе здравоохранения дать не может», — считает Т.В. Семенова.
Затем Виктор Антонович Садовничий зачитал приветствия от уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка Марии Алексеевны Львовой-Беловой и от руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главного государственного санитарного врача РФ Анны Юрьевны Поповой.
С докладом выступил Юрий Петрович Зинченко, профессор, действительный член (академик) РАО, декан факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, директор Психологического института РАО, президент Российского психологического общества. Юрий Петрович рассказал о перспективах развития психологической службы в системе образования Российской Федерации, а также об инновационном модуле психологических компетенций и технологий для педагогов. «Сегодня много говорили о психологической компетенции учителей. Конечно, психология — это не только психолог в школе, психолог в вузе, психолог в дошкольном учреждении, это и психологическая компетентность преподавателя», — отметил Ю.П. Зинченко.
Юрий Петрович рассказал о том, что федеральные ведомства исполнительной власти прорабатывают вопрос о психологической деятельности совместно с Министерством здравоохранения РФ и обсуждается вопрос параллельного, гармоничного изменения законодательства в сфере психического здоровья, включая изменения в закон об оказании психиатрической помощи. Ю.П. Зинченко пояснил значение федерального закона «О психологической помощи»: он должен определить, кто может оказывать психологическую помощь, в чем именно заключается профессиональная психологическая помощь, а также обеспечить права граждан, нуждающихся в психологической помощи.
Участников конгресса приветствовал вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ, член-корреспондент РАО, доктор юридических наук, профессор Владислав Валерьевич Гриб. Он рассказал о двух комиссиях в Общественной палате РФ, посвященных проблемам образования, в работе которых активно обсуждаются и вопросы психологии. В.В. Гриб подчеркнул важность законопроекта о психологической помощи и правового регулирования деятельности психологов.
Затем перед собравшимися выступил Георгий Петрович Костюк, доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный специалист-психиатр Департамента здравоохранения города Москвы, главный врач ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы». Георгий Петрович напомнил, что здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия. По словам Г.П. Костюка, наиболее распространенные проблемы, которые возникают в сфере психического здоровья в образовательной среде, связаны с возрастными особенностями, но также — с условиями внешней среды, условиями обучения, высокими нагрузками и уровнем требований, экзаменационными стрессами. Г.П. Костюк отметил, что профессиональный стандарт для педагога-психолога в основном касается школьной среды, а для высших учебных заведений в меньшей степени отработан. Также он напомнил о том, что психолого-психиатрическая помощь не включена в базовую программу ОМС и такая помощь оказывается только в случае экстренных или неотложных состояний.
Юлия Сергеевна Шойгу, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой экстремальной психологии факультета психологии МГУ, руководитель ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России», выделила два аспекта тематики конгресса. Во-первых, нормативно-правовое регулирование деятельности психологов: «От узкопрофессионального обсуждения эта тема сейчас стала выходить на общественный уровень. Роль в этом сыграла пандемия: возросла потребность в психологической помощи и стали видны все проблемы, связанные с отсутствием закона о регулировании деятельности психологов».
Второй аспект касается психологического просвещения. Юлия Сергеевна привела пример работы специалистов на горячей линии. За 4 месяца было принято около 10 тысяч звонков, при этом, по её словам, действительно психологическая помощь была необходима 25–30% звонящих. Для остальных было достаточно мер по психологическому просвещению. Как рассказала Ю.С. Шойгу, на недавнем съезде психологов силовых структур идея психологического просвещения была обозначена как одна из задач, в которой специалисты силовых структур могли бы принять участие. Юлия Сергеевна обратилась к тому, что уже было сделано в интересах системы образования: участие в разработке учебника и ФГОС по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», где отдельно были выделены знания по психологической тематике: информация в целом о психическом здоровье, психологическая поддержка как элемент первой помощи, психологическая безопасность в социуме.
Затем к собравшимся обратился заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, доктор психологических наук, профессор, академик РАО Александр Григорьевич Асмолов. В своем выступлении он коснулся истории практической психологии образования, обратился к идеям индивидуализации образования и персонализации человека. В преддверии конгресса текст доклада А.Г. Асмолова был опубликован в «Психологической газете».
«Когда мы говорим о регулировании образования, необходимо мудрое регулирование, чтобы мы не задушили уникальные ростки новых линий психологии. Регулирование — вещь важная, нужная, это защита от шарлатанства, но одновременно регулирование может превратиться в прокрустово ложе для инновационных идей», — считает А.Г. Асмолов.
В заключение пленарного заседания с видеоприветствием к участникам конгресса обратился Сазасивэн Купер, доктор психологических наук, профессор, президент Панафриканского союза психологии, бывший президент Международного объединения психологических наук при ЮНЕСКО.