Индивидумом рождаются, Личностью становятся, Индивидуальность отставивают.
  • Главная > ключевые идеи > Развитие неклассической культурно-деятельностной историко-эволюционной психологии как науки о конструировании миров.
  • Печать
  • Сохранить

Развитие неклассической культурно-деятельностной историко-эволюционной психологии как науки о конструировании миров.


Неклассическая культурно-деятельностная историко-эволюционная психология как наука о конструировании миров выступает как одно из направлений современной психологии, воплощающее междисциплинарный дискурс, реализующий методологические принципы научной школы культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.; представления В.И. Вернадского о человеческой деятельности как движущей силе эволюции человека, природы и общества в психозойскую эру; идеи основателя биопсихологии В.А. Вагнера  и представления о  психике как факторе эволюции А.Н. Северцева; методологические установки социального конструкционизма в познании  и социальной практике (П. Бергер, Т. Лукман, К. Герген и др.); положения классической и неклассической рациональности  М. К. Мамардашвили);  концепции неклассической биологии целенаправленной активности (Н.А. Бернштейн) и поведения неравновесных систем в живой и неживой природе (И. Пригожин); прогрессе как росте разнообразия (У.Р. Эшби) и многонаправленности рассеивающего отбора как фактора поддержки различных вариаций человеческого вида в процессе эволюции (В.П. Алексеев).

Идея неклассической культурно-деятельностной историко-эволюционной психологии наиболее полно представлена в следующих монографиях и статьях:

Асмолов А.Г. Социальная биография культурно-исторической психологии //В кн. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. –М., 1993.

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М., 1996;

Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. –М., 2002;

Асмолов А. Г.  Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование //Вопросы психологии 2008, №5, с.3-11;

A.G.Asmolov. Vygotsky Today: On the Verge of the Non-Classical Psychology  (Horizons Psychology). NY, USA , 1999.

/см. также исследование этого направления в контексте постнеклассической рациональности: Гусельцева М.С. Культурная психология: методология, история, перспективы.-М.: «Прометей», 2007/.



НАВЕРХ