Системно-деятельностный подход

как ценностно-смысловая методология исследований познания и личности

Системно-деятельностные принципы

В качестве принципов, характеризующих специфику, «неповторимое лицо» деятельностного подхода в контексте научной школы культурно-исторической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник, Д.Б. Эльконин, П.И. Зинченко, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, М. Коул, Дж. Верч и др.) в 1982 году были впервые выделены следующие принципы:

  • принцип объектной и предметной детерминации деятельности человека (принцип «предметности» как оппозиция принципу «стимульности»;
  • принцип реактивной и активной организации процессов деятельности человека (принцип «активности» как оппозиция принципу «реактивности»);
  • принцип сочетания адаптивного и неадаптивного типов активности как условие развития деятельности человека (принцип «неадаптивности» как оппозиция принципу адаптивности);
  • опосредование и сигнификация как механизмы овладения и саморегуляции поведения человека (принцип «опосредования» как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей);
  • интериоризация-экстериоризация как механизм присвоения воспроизводства общественно-исторического опыта (принцип интериоризации-экстериоризации как оппозиция принципу социализации в разных направлениях психологии);
  • принцип зависимости психического образа от места отражаемого объекта в структуре целенаправленной деятельности человека;
  • принцип психологического анализа по «единицам» как оппозиция принципа психологического анализа «по элементам».

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД предполагает при изучении любых феноменов психики и проектировании разных сфер социальной практики выделение в качестве методологических инструментов следующих планов анализа систем:

  • мотивационный план анализа, связанный с ответами на вопрос «ради чего», ради каких «мотивов» происходит развитие того или иного феномена;
  • интенционально-целевой план анализа, связанный с ответом на вопрос «на что», на какие «цели» направлены действия той или иной системы;
  • операционально-технологический план анализа, связанный с ответом на вопрос «каким способом», посредством каких «операций», «технологий» достигаются мотивы и цели системы в тех или иных условиях ее существования;
  • ресурсно-энергетический план анализа, связанный с ответом на вопрос «за счет чего», каких источников, например, тех или иных психофизиологических ресурсов организма или материально-технических ресурсов общества, будут осуществлены те или иные «действия», «операции» или «технологии», обеспечивающие достижение мотивов и целей системы;
  • и, наконец, «субъектный» план анализа, связанный с ответом на вопрос «кто» будет «агентом», заинтересованным в трансформациях, преобразованиях, изменениях той или иной системы, например, «общества как системы», «образования как системы» или «личности как «системы».

Таковы методологические инструменты, используемые в конкретно-научной методологии системно-деятельностного подхода в психологии и социальной практике. 

Материалы по теме

Асмолов А.Г. Принципы психологического анализа в теории деятельности //Вопросы психологии, 1982, № 2 (статья переведена на английский и немецкий языки).

Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. –М., 1990.

Психофизика сенсорных задач

Ключевая гипотеза о переходе от психофизики «чистых ощущений» к психофизике сенсорных задач

Разработка психофизики сенсорных задач в ситуациях неопределенности (совместно с М.Б. Михалевской, К.В. Бардиным, А.Н. Гусевым, И.Г. Скотниковой).

Данный подход представлен в статье, написанной совместно с М.Б. Михайлевской в 1974 году, «От психофизики «читых ощущений» — к психофизике «сенсорных задач». Идеи этого подхода рождались в обсуждениях совместно с замечательным психологом К.В. Бардиным. Они были оформлены в докторской диссертации А.Н. Гусева, представленной в его монографии «Психофизика сенсорных задач: системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределенности».-М.,2004.  Сходный круг идей также представлен в цикле исследований И.Г. Скотниковой: Скотникова И.Г. Проблемы субъективной психофизики.-М., 2008.

Материалы по теме

Асмолов А.Г., Михалевская М.Б. От психофизики «чистых ощущений» — к психофизике «сенсорных задач» /В хрестоматии «Проблемы и методы психофизики. Редакторы-составители А.Г. Асмолов, М.Б. Михалевская. –М., Изд-во МГУ, 1974 /.

Когнитивная психология активности

Синтез идей Н.А. Бернштейна, Ф.Ч. Бартлетта, А.Н. Леонтьева и У. Найссера). Концепция психологии активности разрабатывается в диалогах с Марией Фаликман и Вероникой Нурковой).