Публикации

Не выбирать интернет на роль «дьявола»

2006·Педсовет. первый национальный психолого- педагогический институт

Круглый стол «Агрессия в Интернете и экология детства» состоялся 13 марта в пресс-центре РИА Новости. Его инициатором и организатором выступил «Школьный портал». Ученые и общественные деятели искали ответы на вопрос, что же происходит с ребенком, который попадает в интернет, и как защитить детей от агрессивного контента?

Агрессивный контент…

В настоящее время пользователем интернета является каждый пятый житель России. Однако этот рост обеспечивается за счет не всей аудитории, а во многом благодаря пользователям младшего возраста. Известна ситуация, когда дети и подростки намного опережают своих родителей и учителей во владении интернет-технологиями, «плавают в сети как рыба в воде». Однако уровень критичности отношения детей к получаемой информации низок. Они более внушаемы и психологически уязвимы, не готовы актуально оценить информацию, имеют небольшой жизненный опыт, слабую юридическую грамотность — эти обстоятельства делают детей беззащитными перед угрозами интернета.

Художник и психиатр Андрей Бильжо отметил, что интернет-коммуникация на форумах, в блогах и чатах у неподготовленного пользователя рождает депрессивное состояние. Тем более это опасно для ребенка. При этом агрессия и оппозиция свойственны для подростка, для пубертатного периода, отметил Андрей Бильжо. Ребенок активно ищет в интернете способы обогащения своего жизненно опыта. Если на эту почву падает агрессивный интернет-контент – он привлекает подростка и прорастает.

Среди главных угроз для детей в интернете участниками круглого стола были выделены:

  • сексуальные домогательства, порнография;
  • оскорбления, клевета, троллинг (киберпреследование), грозящие психологическими травмами, вплоть до доведения до самоубийства;
  • экстремистская, антиобщественная информация;
  • выманивание личных данных для доступа к финансам или имуществу.

Не выбирать интернет на роль «дьявола»

Однако закрытие интернета для школьников – не является выходом, уверены участники круглого стола. Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАО, доктор психологических наук, призвал не видеть в интернете «дьявола». Концепция заговора прочно живет в нашем сознании, рассуждает он, наши дети уходят в себя, отходят от действительности, предпочитают общение в кибер-пространстве вместо общения между собой — негативные явления в жизни детей заставляют нас искать «ведьм», «дьяволов». И они находятся.

«Сегодня на роль дьявола выбирается интернет… Если идти от этой логики, что сайты ненависти живут в интернете, то нужно начать с колеса: сколько людей погибло под колесами за историю человечества? Каждое открытие – колесо, печатный станок Гуттенберга, телевидение, потом интернет – мы дьяволизируем средства массовой коммуникации», — сказал Александр Асмолов. Но «запретить, остановить, задержать – эта жандармская логика по отношению к любым средствам коммуникации всегда имеет эффект бумеранга», запрет имеет обратный эффект, убежден он.

Говорят, что интернет — зеркало нашего общества, поэтому необходимо начать решение проблем интернета с решения проблем всего общества или опустить руки и отойти в сторону. Интернет, а также и телевидение, – не является зеркалом нашей реальности, считает Владимир Собкин, директор Центра социологии образования РАО, академик РАО, доктор психологических наук. Интернет – «это лупа, направленная в определенную сторону», отметил он, пояснив, что в реальной жизни нет стольких сцен насилия, сколько распространено в интернете и транслируется телевидением.

Где же Enter?

Конечно, необходимо пристальное внимание и изучение интернет-коммуникации, тенденций развития глобальной сети. Многих проблем удается избежать при родительском контроле, особенно если он строится по принципу не запрещений, не воспитания, а совместной деятельности, взаимного доверия и внимания к интересам и нуждам ребенка. Также решить проблему со случайным доступом к нежелательному контенту позволяют системы ограничения доступа, которые могут работать и на стороне сервисов интернета, и на стороне пользователя. Помимо этого, действительно интересные и отвечающие потребностям детей интернет-ресурсы должны составить серьезную конкуренцию «агрессивному контенту».

Важную роль играет школа, отметил Владимир Собкин, современное содержание образование должно быть существенно пересмотрено в отношении тех реалий и вызовов, которые бросает XXI век. Школа должна обучать человека языку речи, языку фильма, визуальной грамотности – надо развивать восприятие ребенка, выводить его за пределы элементарного понимания лишь сюжетно-событийного слоя текста и вести к восприятию всей многослойности содержания информации, считает он. Ребенку в семье и в школе должна прививаться сетевая культура, позволяющая самостоятельно и адекватно оценивать интернет-контент, знать о юридической и нести моральную ответственность за собственные действия в глобальной сети.

Участники круглого стола призвали общественность – ученых, общественных деятелей – взять на себя главную роль в создании механизмов саморегуляции в интернете. Конечно, необходимо отслеживать и пресекать влияние на детей «сайтов ненависти» и коммуникационных площадок, содержащих «язык вражды», но перекладывать эту заботу только на государство или только на родителей нельзя. В рамках общественно-государственного партнерство общество может привлечь внимание к проблеме, создать механизмы саморегулирования в интернете. Правоохранительные органы и санкции могут быть привлечены только в тех случаях, когда конкретная проблема не решается саморегулированием — «людей в погонах» нужно звать только в «горячие точки». С другой стороны, только высокоразвитые страны могут позволить себе содержать реально функционирующие специальные службы, задача которых — выявление и пресечение преступлений против морали, нравственности и детства в Интернете. В России часть этих функций ложится на «Управление К» МВД РФ — управление по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий.

Результатом встречи стала скорее постановка проблемы и попытка наметить направления действий общественности, чем конкретный перечень действий. Организация общественности для решения проблемы, поиск ресурсов, разработка конкретных мер и действий – все это еще предстоит. Организаторы круглого стола сообщили, что он станет первым из серии подобных мероприятий, проводимых под эгидой «Школьного портала».