Публикации

Научи ученого

2010·Новые известия

Чем занимается учитель в институте повышения квалификации? По задумке, там он должен получать информацию о новой реальности и тем самым повышать свою компетентность. Но не зря существует грустный анекдот: тот, кто может учить, — учит; а кто не может учить, повышает квалификацию учителей в институтах повышения квалификации.

Я не утверждаю, что это — правило, но такое случается. Чтобы исправить ситуацию, нужно дать учителям возможность выбора места повышения квалификации.

Многие вопросы давно требуют ответа. Как повысить качество повышения квалификации? Как сделать этот процесс процессом непрерывного профессионального и личностного роста? Какие барьеры стоят на этом пути? Как их преодолеть? превращения повышения квалификации в механизм? 

Один из таких барьеров – жесткая привязанность преподавателей к региональным центрам повышения квалификации. Если ты живешь в Пензе и хочешь повысить квалификацию, ты можешь обратиться только в пензенский институт повышения квалификации. И более — никуда. По сути, в этой сфере процветает крепостничество. Наши учителя, как крепостные 19 века, привязаны к «подворью», на котором они работают. Повышение квалификации для них становится предметом обязательного ассортимента. Хочешь или нет, — чтобы получить более высокую учительскую категорию (а значит, и более высокую зарплату) необходимо прибегнуть к этой «услуге». В регионах выбор места повышения квалификации перед ними не стоит. 

Такая система давно не отвечает духу времени. Современная реальность требует свободы выбора образовательных услуг. Образованию России нужна сетевая система повышения квалификации и «подушевое» финансирование. Мы уже опробовали эту схему в школах. Суть механизма в том, что деньги «идут» за учеником. Он волен выбрать учебное заведение и заплатить за то образование, которое ему нужно. В системе повышения квалификации нужно, чтобы деньги «шли» за учителем.

Как это осуществить? Есть слово — ваучер. Но в России ваучер — это негативный тренд. Я предпочитаю говорить о бюджетном сертификате, который учитель сможет направить в тот или иной институт повышения квалификации. По сути, это будет эквивалент денежных средств из госбюджета. Но потратить их можно будет только на профессиональное самосовершенствование. 

Помимо реформирования экономическиго механизма повышения квалификации, хочется повысить качество самой услуги. Часто преподаватель, которому тяжело работать в школе или вузе, начинает учить тех, кто уже удачно преподает. Иногда такие люди становятся настоящими наставниками, мастерами и гуру. Иногда «повышение квалификации» их стараниями дает обратный эффект.

Хочется предложить учителям выбор не из плохого и очень плохого, а из хорошего и очень хорошего. Как это сделать? Нужно проверить качество лекций в существующих институтах повышения квалификации. Плохие лекции вымеряются в пустых аудиториях. Сегодня сплошь и рядом такая ситуация: преподаватель выходит, берет лекцию, которую он читал последние 20 лет, начинает ее читать по конспектам, на которых уже плесень появилась, а слушатели должны внимать. В век сетевой реальности, обновления в режиме реального времени, подобные вещи неприемлемы. Учитель тоже должен «голосовать ногами». Если у них будет выбор среди нескольких институтов повышения квалификации, они пойдут туда, где обучение будет интересным и полезным. Будут повышать свою квалификацию там, где сочтут нужным, а не там, куда загоняют палкой. Цель – создать механизм, дающий учителю свободу выбора траектории профессионального роста. 

Когда в 1992 году мы ввели представление о вариативном образовании как расширении возможностей ученика, реакция была сложная. Нововведению сопротивлялись. Сегодня очень хочется, чтобы возникла вариативная система повышения квалификации учителей. Новое всегда имеет дело с сопротивлением сознания, в том числе — массового. Не хочу предсказывать возможных оппонентов. Знаю только, что они непременно будут. Вся «крепостническая» система повышения квалификации – потенциальный оппонент. Ситуация, когда учитель получает деньги и едет учиться, куда хочет, понравится не всем. Это, конечно, лишит региональные институты повышения квалификации их монополии. Вузы, например, с нетерпением ждут момента, когда для них будет открыт вход в эту сферу. 

Существуют и другие риски. Большинство региональных институтов повышения квалификации могут просто прекратить свое существованием из-за отсутствия на них спроса. А вузы, в свою очередь, несмотря на свое желание, могут оказаться не готовыми к обучению преподавателей. В конце концов, всегда есть риск отсутствия личной заинтересованности у самого учителя. 

Хотя потратить, выделенные в виде госсертификата деньги не по назначению, будет практически невозможно, всегда есть опасность, что учитель отдаст эти средства не самому профессиональному учреждению. Некоторым и вовсе нужна только «ксива», отметка о повышении квалификации для повышения своей зарплаты. Таким людям абсолютно все равно — где учиться. Делать выбор они принципиально не хотят. Другие предпочтут институту повышения квалификации дистантное образование в Интернете. 
Чтобы эти риски минимизировать, в систему повышения квалификации нужно ввести посредников-консультантов. Консалтинговая служба сопровождения и навигации в образовании – реальность сегодняшнего дня. «Завтрашний день» – это экспертное сообщество творческих учителей, которое будет осуществлять контроль качества повышения квалификации. Голоса этаких «интеллектуальных туроператоров» и будут все определять. Именно они будут заявлять в Интернете: «Эти программы оправданы, интересны, а эти – нет. Мы проверили, мы ручаемся». 

Этот механизм уже пробовали внедрить в Тюменской, Калининградской и Самарской областях. В 2010 году к эксперименту присоединятся еще 5 регионов. В следующем году — еще 30. Проект, в сущности, уже проверен. Пока, правда, на начальном образовании и системе повышения квалификации. Что касается высшего образования, это – «башня из слоновой кости». Наши эксперименты в сфере начального школьного образования в высшей школе воспринимают так, как в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» воспринимали эксперименты Никулина на кошках.