Организация практической психологии образования
Проект создания практической психологии образования стартовал в 1988 году в период работы А.Г. Асмолова в качестве главного психолога Государственного Комитета по образованию СССР (период с 1988 по 1992 годы). Реализация этого проекта велась совместно с И.В. Дубровиной, Ю.М. Забродиным, В.А. Иванниковым, Н.Н. Малофеевым, А.М. Матюшкиным, А.И. Подольским, Е.С. Романовой, В.В. Рубцовым, А.А. Цыганок и Е.А. Ямбургом.
Исторически практическая психология замысливалась как второе рождение педологии – междисциплинарной науки и практики о целостном развитии ребенка, раскрывающей посредством системы тестов индивидуально-возрастные особенности личности. Педология была репрессирована специальным постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 году. [Вскоре вслед за педологией в интеллектуальный ГУЛАГ последовали и другие науки об изменчивости человека и животных — психотехника, генетика, самим своим существованием представляющие угрозу обезличивающему тоталитарному государству, в том числе – безликой «строевой» педагогике интеллектуально-личностной дрессуры и муштр
В целях социальной реабилитации педологии в контексте развития практической психологии образования в 1999 году был создан особый научно-публицистический проект-издание литературного журнала «Педология. Новый век» /Главный редактор – А.Г. Асмолов; заместитель главного редактора – Ирина Умнова/.
Будучи преемницей педологии практическая психология образования в период с 1988 по 1992 годы привела к рождению психологической службы образования России; превращению практической психологии образования в самостоятельную отрасль психологии; изменению социального статуса психологии в обществе; росту психологической культуры учительства; развитию системы психодиагностики, психопрофилактики, психокоррекции и психореабилитации, порождаемых запросами образования как социальной практики; появлению новой профессии – профессии практического психолога образования («педагога-психолога») как мастера по «неодинаковости» учащихся и проектированию развивающих программ образования, способствующих поддержке индивидуальных траекторий развития каждого ученика.
В русле практической психологии образования были инициированы и осуществлены в период с 1988 по 1998 годы следующие проекты, стимулирующие переход от дисциплинарной модели унифицированного образования – к модели вариативного образования: социокультурная программа поиска и поддержки одаренных детей «Творческая одаренность»; программа «Социально-психологическая поддержка и воспитание детей с аномалиями развития»; программа поддержки и социальной реабилитации детей групп социального риска «Социальная служба помощи детям и молодежи»; социально-педагогическая программа «Дети Чернобыля», а также была начата разработка комплексной программы по профессиональной ориентации детей и подростков /А.Г. Асмолов, В.А. Иванников, А.П. Кузякин, Н.Н. Малофеев, А.М. Матюшкин, В.А. Петровский, Е.А. Ямбург/. Эти программы были частично опубликованы в сборнике материалов «Практическая психология – основа индивидуализации и дифференциации образования».-М., 1991 /редактор-составитель А.Г. Асмолов/.
Проект «практическая психология образования» сыграл и продолжает играть существенную роль в модернизации образования России, переходе к развитию парадигмы развивающего смыслового образования, а также в разработке таких крупномасштабных и идеологических проектов как «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» [2001-2005гг] и проекте социокультурной модернизации образования [2007-2011 гг и по настоящее время].