Психология личности

Курс читается на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Раздел I. Методологические основы психологии личности

Тема 1. Понятие личности. Многозначность определений личности.

Тема 2. Проблема личности и уровни методологии науки.

Раздел II. Основные направления исследования личности в истории психологической науки

Тема 3. Основные направления исследования личности. Теории личности в психологии.

Тема 4. Структура личности и различные подходы к ее изучению.

Раздел III. Биогенетическая ориентация в исследовании личности

Тема 5. Роль наследственности и среды в развитии личности.

Тема 6. Индивид и личность. Органические предпосылки развития личности.

Раздел IV. Социогенетическая ориентация в исследовании личности

Тема 7. Общество — источник развития личности.

Тема 8. Проблема социально-типического в личности.

Раздел V. Персоногенетическая ориентация в исследовании личности

Тема 9. Психология индивидуальности личности.

Тема 10. Самосознание личности. Проблема «Я» и направления ее изучения в психологии.

Раздел VI. Типологический подход в психологии личности

Тема 11. Индивидуально-типологические особенности личности.

Тема 12. Психологические типологии человека и их критика.

Раздел VII. Жизненный путь личности

Тема 13. Психология развития личности в онтогенезе. Периодизации развития личности.

Тема 14. Движущие силы и условия развития личности.

Базовый учебник курса: Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – 4-е изд. – М.: Смысл, 2010. – 448 с.

Основная литература:

  1. Асмолов А.Г., Леонтьев Д.А. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 2001. 
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с. 
  3. Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея, В.В. Архангельской – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 624 с. – (Хрестоматия по психологии).
  4. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 592 с. – (Серия «Мир психологии»). 
  5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Издательский Дом ПИТЕР, 2019. – 608 с. – (Серия «Мастера психологии»). 

Дополнительная литература:

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 3. – С. 5–328. 
  3. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1988. – Т. 5. – С. 153–165. 
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. — М.: Прогресс, 1990. – 368 с. – (Б-ка зарубежной психологии).
  5. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. – М.: Издательство АСТ, 2019. – 288 с. – (Серия: Эксклюзивная классика).
  6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации развития в детском возрасте // Вопр. психол. – 1971. – № 4. – С. 6–20. 
  7. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 864 с. – (Психологическая энциклопедия).
  8. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии // Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология: Избранные психологические труды / Под ред. М.Р. Гинзбурга. – 2-е изд., испр. – М.; Воронеж, 2003. – 416 с. – (Серия «Психологи России»). 
  9. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2002.
  10. Mobilis in mobili: Личность в эпоху перемен / Под общ. ред А.Г. Асмолова. М.: Издательский Дом ЯСК, 2018. – 546 с.