Растущий человек в антропологической перспективе: от депривации образов будущего к рождению свободы
Аннотация
Мир детства, социализация растущего человека, вопросы воспитания и образования подрастающих поколений – ведущие темы исследований российского педагога и психолога, специалиста в области возрастной и педагогической психологии Давида Иосифовича Фельдштейна (1929–2015). Между тем в наши дни его идеи и представления могут быть продуктивно дополнены новые данными, полученными в исследованиях смежных с психологией наук. Утверждается, что перспектива антропологии будущего в изучении растущего человека в пространствах современности задает концептуальную рамку для совмещенного анализа социального, личностного и когнитивного развития современных детей и подростков. При этом учитываются неочевидные социокультурные и методологические нюансы, позволяющие наиболее продуктивно с позиции проблемы растущего человека проинтерпретировать новые данные политологов, исследователей культуры, социологов и психологов об особенностях современного детства, феноменологии растущего человека, специфике поколенческих трансформаций. Обсуждаются эмансипативные ценности, феномены индивидуализации и стихийного обновления поколений, самоорганизации, повседневной гражданственности и солидарности – как подспудно происходящие в российском обществе латентные процессы социализации при переходе от социальной парадигмы выживания к парадигме саморазвития и жизненного творчества.
Цитировать
Гусельцева М.С., Асмолов А.Г. Растущий человек в антропологической перспективе: от депривации образов будущего к рождению свободы // Мир психологии. — 2019. — № 4. — С. 11–25.
Теги