Культурно-историческая психология — «наука о свободе»

Асмолов А.Г., Кудрявцев В.Т. — Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование
Аннотация
С именем Л.С. Выготского, именами его учеников и многочисленных последователей связаны не только выдающиеся психологические открытия, но и главные прорывы в современном образовании, включая дошкольное. А сами эти прорывы обязаны этим открытиям. Идеи развивающего образования, задавшие четверть века назад ключевой вектор инновационному движению в образовательной практике, — детище школы Выготского, хотя и уходят своими корнями в историю психолого-педагогической мысли. Из уст практиков образования сегодня не столь уж редко звучат обороты и термины из «словаря» Выготского и его школы — «обучение, ведущее за собой развитие», «зона ближайшего развития», «социальная ситуация развития», «ведущий тип деятельности»… Положения Выготского, ученых, продолживших его дело — А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. — определили идеологию и конструкцию новых федеральных образовательных стандартов. Культурно-историческая психология — это «наука о свободе», а не ее подавлении под диктатом социума, о становлении развивающегося человека свободным, и именно потому — «культурным». Так ее и мыслил Л.С. Выготский. В статье анализируются подчас парадоксальные феномены становящейся свободы. В них проступают фундаментальные закономерности «культурного развития ребенка» (Л.С. Выготский), раскрытие которых предполагает обращения к феномену зоны вариативного развития.
Цитировать
Асмолов А.Г., Кудрявцев В.Т. Культурно-историческая психология — наука о свободе // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. — 2017. — № 1. — С. 18–37.