Александр Асмолов принял участие в круглом столе «Качество образования в психологии: рейтинг психологического образования 2024»
О рейтинге: участники и критерии
27 августа 2024 года в «Интерфаксе» прошел круглый стол, посвященный качеству психологического образования в стране. На нем и были представлены результаты рейтинга высших учебных заведений по направлению подготовки «Психология».
В этом году «Интерфакс» провел оценку программ высшего психологического образования во второй раз. В исследовании приняли участие 150 российских вузов, в экспериментальный рейтинг вошли 50 университетов. По сравнению с 2023 годом, количество участников исследования увеличилось, а в рейтинге стало больше педагогических и частных вузов.
При составлении рейтинга учитывались:
- Отзывы администраций, научно-педагогических работников, студентов и выпускников
- Показатели в СМИ и социальных медиа, количество публикаций в тематических русскоязычных научных журналах
- Данные об участии в олимпиаде «Я — профессионал»
Мнение экспертов: о чем нужно знать психологам
Эксперты круглого стола пришли к важным выводам, которые абитуриентам стоит учитывать при выборе специальности, а преподавателям и руководителям направлений — при развитии образовательных программ.
- Наиболее востребованные профессии будущего — киберпсихологи, реабилитологи и переговорщики (медиаторы).
- Основные запросы студентов — потребность в наставничестве и доступе к психологическому комьюнити после выпуска из вуза.
- Отношение к образованию у студентов сместилось от ценностного к потребительскому.
- Роль ИИ в сфере психологии растет с каждым годом, важно включить эти знания в образовательные программы по направлению «Психология».
- Растет интерес к психологическому знанию в целом — чтобы у всех участников процесса была правдивая и полная информация, нужно усиливать просветительскую деятельность.
- Психология сталкивается с новыми вызовами— необходимо увеличивать объем знаний внутри программ и добавлять психологические дисциплины в смежные направления подготовки. В перспективе все эти дисциплины должны быть определены в отдельный класс «науки о человеке».
- В обучении важно делать акцент на трудах выдающихся советских ученых и усиливать знания по истории психологии.
На что обратить внимание частным вузам
Первый проректор Московского института психоанализа, кандидат психологических наук Александр Демидов, определил «экспериментирование» как одну из основных задач для частных вузов.
«Мы начали экспериментировать с развитием онлайн-образования более 10 лет назад. Если в 2011 году этот подход был новым, то пандемия 2020 года доказала, что такой формат стал нормой.
За последние пять лет Московский институт психоанализа активно разрабатывает различные сетевые образовательные программы, которые позволяют получить два диплома за короткий срок. Совместно с РАНХиГС мы реализуем программы для студентов юридического факультета и факультета государственного и муниципального управления. Кроме того, у нас есть совместная программа по бизнес-психологии с лидерами онлайн-образования — платформой Skillbox».
Александр Демидов
В обсуждении также приняли участие:
- Заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, академик РАО Александр Асмолов
- Руководитель проекта «Национальный рейтинг университетов», группа «Интерфакс» Алексей Чаплыгин
- Ректор Московского финансово-юридического университета, доктор экономических наук Алексей Забелин
- Проректор по научно-методической работе РосНОУ, доктор педагогических наук, профессор Тимур Сливин
- И. о. декана факультета психологии СПбГУ, заведующая кафедрой психологии личности, доктор психологических наук Светлана Костромина
- Руководитель департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, заместитель декана факультета, кандидат психологических наук Мария Чумакова
- Президент международной профессиональной ассоциации психологов, кандидат психологических наук Ольга Хлебодарова
Ознакомиться со всеми результатами рейтинга можно на сайте «Образование» информационного агентства «Интерфакс».