Публикации

Что будем обсуждать на Общероссийском родительском собрании?

2022·Учительская газета

31 августа министр просвещения РФ Сергей Кравцов проведет IX Общероссийское родительское собрание, на котором расскажет о ходе реализации программы капитального ремонта школ, «золотом стандарте образования», единой образовательной программе и многом другом. Как заявил Сергей Кравцов в ходе выступления на Байкальском образовательном форуме, Минпросвещения России и региональные министерства будут уделять особое внимание работе с родителями школьников. Для этого создаются родительские советы в регионах и при федеральном ведомстве. О том, какие вопросы следует обязательно обсудить в рамках диалога министерства с родительской общественностью, размышляют наши эксперты и читатели.

Александр АСМОЛОВ, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова:
– Первый и ключевой вопрос – как сделать так, чтобы наши дети были счастливыми. Во-вторых, как добиться того, чтобы в современном мире не было разрыва связей между поколениями, и, главное, добиться взаимопонимания между людьми. Мне интересно, разделяет ли профильное ведомство мысль о том, что главная задача школы – поиск понимания между детьми и взрослыми, без которого не решается ни одна проблема воспитания.

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– На мой взгляд, разговор с родителями можно разделить на три части. Первая – что нового ждет ребят в новом учебном году. Вступили в силу новые ФГОС для начальной и основной школы. Родители все лето читали, что под новый стандарт нет учебников, что появятся новые предметы, а по старым вырастут требования, что нужно начинать готовиться к сентябрьским ВПР, у которых появится профильная часть, что опять произошли изменения в ЕГЭ… Им важно узнать из первых уст, что действительно изменится, а что нет, повлияют ли нововведения на распорядок ребенка и планы семьи, повысят ли они качество образования. Вторая часть – это традиционно волнующие родителей вопросы школьной инфраструктуры. Будут ли строиться новые школы и ремонтироваться старые? Какие меры принимаются там, где школы переполнены и вторая смена грозит перерасти в третью? Получится ли решить проблемы школьного питания там, где они сохраняются? На эти вопросы сложно отвечать без привлечения конкретных регионов и муниципалитетов. Актуален также вопрос антиковидных мер – в ряде регионов снова введены рекомендации по ношению масок, и родителей интересует, сохраняются ли прежние предписания Роспотребнадзора в отношении школ и планируется ли принятие новых. И третья – какие дополнительные возможности, кроме обязательной программы, уже есть у школьников и какие появятся в ближайшем будущем. Согласно поправкам, внесенным в закон об образовании, теперь решение о работе группы продленного дня принимается с учетом мнения родителей. Многих интересуют конкретный порядок действий, что необходимо сделать, чтобы быть услышанными, и что предпринять, если школа ссылается на нехватку помещений для организации продленки. Ну и, безусловно, всегда актуален вопрос доступности дополнительного образования. В этом направлении сделано многое – более 10 миллионов школьников могут оплачивать кружки по выбору семьи бюджетными деньгами через именной сертификат. Реализации этого и других стратегических проектов важно уделить время.

Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:
– Честно скажу, вопросов к нашему министру накопилось великое множество. Трудно выбрать один. Школам рекомендовано в новом учебном году ввести еженедельный подъем государственного флага и «Разговоры о важном» с учениками 1-11-х классов. Очень хорошие идеи. Главное – нужные. Только министерство опоздало с их внедрением как минимум лет на 10. Не будем забывать, что наша страна более 30 лет переходила от социализма к капитализму. За это время в обществе была стерта граница между добром и злом, размыта шкала традиционных нравственных ценностей. Это не могло не сказаться на формировании мировоззрения новых поколений россиян – родителей современных школьников. В этих условиях способы достижения благородной цели Министерства просвещения могут дать противоположный результат: вместо любви к Родине у детей и их родителей появится неприятие всего, что связано с патриотизмом.

В связи с этим вопрос: можно ли фронтальное введение этих идей перевести в режим апробирования на добровольной основе как регионами, так и образовательными учреждениями с последу­ющим грамотным распространением по всей стране? И на будущее: все нововведения в образовательной системе России было бы уместно согласовывать и с родительской, и с педагогической общественностью. Хотя бы потому, что само министерство заявило о создании единого (читаем – согласованного) образовательного пространства. Всех с новым учебным годом, и пусть он будет по-настоящему добрым к нашим детям, их родителям и, конечно, педагогам!

Светлана К., учитель, Великий Новгород:
– Я хочу обратить внимание министра на вопрос, беспокоящий многих учителей и родителей, – ненормальный вид инклюзивного обучения в школах России. В данный момент это прямое нарушение прав детей без ОВЗ на полноценное образование. Ни один учитель не способен одновременно качественно вести урок по обычной программе и давать индивидуальные задания ребенку с ограниченными возможностями здоровья, да еще следить за действиями этого ребенка. Особенно страдают сельские учителя. Например, в нашей Новгородской области число детей с нарушениями здоровья в сельских школах может доходить до 30 процентов в классе. Необходимо вернуть практику отдельных специальных классов и школ с педагогами, подготовленными для обучения детей с ОВЗ или учащихся с девиантным поведением.

Мы взяли пример с Европы, но на Россию его проецировать нельзя из-за нехватки денег. Моя знакомая ездила в Финляндию и наблюдала следующий порядок. Финские дети, успевающие по программе, учатся в обычных классах, педагогу не нужно маневрировать между всем классом и особым ребенком. Детей с ОВЗ объединяют в специальном классе, где 8-10 человек ведут 3 наставника – основной учитель, коррекционный педагог и социальный работник. В классе для детей с тяжелыми заболеваниями уже за каждым ребенком закрепляется отдельный специалист. Для детей с ОВЗ есть особое школьное оборудование, пособия, санузлы и, конечно, созданы свои программы. Если у нас такой системы нет, не нужно мучить детей. И надо дать право неспециализированным школам отказать в приеме ребенка с ОВЗ при отсутствии условий для его обучения.

Ирина МАРКИНА, мама школьника и студента, Нижний Новгород:
– Меня как маму волнуют вопросы перегруженности программ и низкого качества знаний. Наверное, одно связано с другим напрямую. Без репетиторов высоких баллов на ЕГЭ не получить. В выпускных классах дети уделяют внимание только нужным им предметам, все остальное профанируется. От этого страдают и учителя, и ученики, которые потом осознают, что недоучили и недопоняли что-то важное. Как бы хорошо было все взвесить и вернуться к балансу! В школе очень много формализма, многое делается для «галочки», для отметки. А для жизни, для развития не так уж много. И конечно, нужно минимизировать идеологическую составляющую. Пусть ею занимаются только по желанию.

Светлана Г. (имя изменено), мама двоих школьников, Петрозаводск:
– Тема объединенных родительских собраний набирает обороты не первый год. Таким образом создается впечатление, что родители могут что-то решать в образовании и школе, которую посещают дети. Но это иллюзия! Потому как, по сути, это разговор одного важного человека и тех, кому дозволили задать вопрос. Уверена, что в очередной раз нам расскажут, как хорошо будет жить школа в новом учебном году. Я бы рада этому поверить, но меня по-прежнему интересуют не заявленные подходы к воспитанию, а состояние школьной инфраструктуры: туалеты, раздевалки, спортзал, качественное освещение, соблюдение теплового режима в классах. Уверена, что воспитывают не разговоры, а неподдельная забота обо всех участниках учебного процесса. Мне бы хотелось, чтобы педагоги моих детей и всех российских школьников не убивались на две ставки, а работали в удовольствие за достойную зарплату. Возможно, и не потребовалось бы никаких громких новшеств в школах, если бы наших детей учили счастливые учителя. Но разве об этом будут говорить на собрании, которое транслируется в прямом эфире? И еще… Сделайте уже для всех школьников пятидневку, а для детей, обучающихся в регионах Крайнего Севера, проведите регионализацию СанПиНов, невозможно в условиях короткого светового дня в 8 утра не засыпать…