Так зачем нужна школа?
Осень во дворе. Первое сентября. Казалось бы, всё как обычно, но каждый раз со своими сюрпризами. Первое сентября 2020 года было первым в истории образования, когда за парты сели не только дети, но и родители. И в этой изменившейся реальности они стали задумываться о том, что такое образование и для чего оно им нужно в современном мире.
Подобная ситуация напоминает знаменитую притчу о сороконожке, которая, задумавшись, с какой ноги начать движение, тут же стала спотыкаться. То же спотыкание и одновременное избавление от стереотипов проступает за вопросами детей, родителей и учителей, на которые сегодня нет единственно верного ответа.
Главный смысловой вопрос – зачем ходить в школу?
Вот приду я в школу, сяду за парту… И все 11 лет буду сидеть, прикованный к этой парте. Мне будут рассказывать, что делать и как отвечать на вопросы, которые поставил не я. Я превращусь в человека, за которого принимают решения другие люди и которому дают знания без объяснения того, зачем они мне нужны. Этот вопрос нередко поднимался и в прошлом, но никогда не стоял столь остро, как в этом году.
Зачем нужна школа в тех классических формах, которые нам предложил великий Ян Амос Коменский, создав средневековый цех, в котором изготовлялись, подобно стандартным продуктам, «средние ученики»?
Благодаря Яну Амосу Коменскому классно-урочная система стала восприниматься как цвет волос или глаз. Она будто бы дана нам, в буквальном смысле этого слова, от рождения. Но мир изменился.
И возникают вопросы: может ли классно-урочная система, предложенная в Средние века, оставаться единственной технологией трансляции знания? Существуют ли другие пути передачи знаний? Что придёт на смену привычной существующей технологии школьного обучения?
Я не знаю того человека, который мог бы на них ответить.
Говорил и ещё раз скажу: главная задача школы – это задача построения моста между разными поколениями, а школа – это уникальное пространство встречи, в котором взрослые и дети овладевают самым трудным из искусств – искусством слышать и понимать друг друга.
Когда-то мой ушедший друг, замечательный историк Юрий Афанасьев, в момент выступления Андрея Дмитриевича Сахарова перед Верховным Советом СССР сказал: «Господи, до чего же агрессивно-послушное большинство». Ключевая перемена сегодняшнего времени в том, что родители, дети и учителя перестают быть молчащим, агрессивно-послушным большинством, и это – радующая меня черта нашего сложного времени с его вызовами сложности, неопределённости и разнообразия.
Считал и считаю, что школа – ключевой институт межпоколенческого понимания. Наша миссия – проектирование образования, в котором бы мечтали учиться и дети, и учителя, и родители, обретая великое человеческое искусство – расслышать друг друга, о котором писал Булат Окуджава.