Публикации

Самый тяжелый диагноз в том, что конфликт стал нормой поведения

2021·Комерсантъ-Наука

Доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, завкафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, член Совета по правам человека Александр Асмолов прокомментировал для “Ъ” обнародованные Следственным комитетом России данные о дисфункциях мозга Ильназа Галявиева, открывшего 11 мая стрельбу в гимназии в Казани, в результате которой погибли девять человек, семеро из них дети, еще двадцать человек госпитализированы. Господин Асмолов приходит к выводу, что не меньшее значение, чем диагноз, имеют в данном случае системные проблемы с ранней психодиагностикой личностного развития, а также превращение конфликта, стигматизации и раскачивания ненависти в норму повседневной жизни — причем не только в России.

Безусловно, мозговые дисфункции могут очень рельефно проявляться в поведении человека. Особенно, если мы имеем дело с поражением лобных долей головного мозга: утрачиваются такие функции, как прогнозирование, резко падает критичность восприятия событий. Люди с мозговыми дисфункциями не воспринимают юмор, иронию и многие другие вещи. Но в данном случае я не знаю, о каких, собственно, поражениях идет речь. Да, есть мозговые дисфункции, но какие они — должна быть нейропсихологическая экспертиза.

Ключевой вопрос в том, что дает ранняя психодиагностика личностного развития? С конца 1990-х годов в России была введена служба практической психологии. Практический психолог — это мастер по «неодинаковости» детей. Но сейчас эта служба только декларируется. А если мы не проводим профилактическую психодиагностику раннего развития, мы неизбежно оказываемся в ситуации роста преступности, противоправного поведения и других форм отклоняющегося поведения.

Вся реакция на казанскую ситуацию, как и на предыдущие подобные события, это стратегия «жареного петуха». Мы начинаем реагировать по мобилизационным сценариям в связи с тем, что у нас нет сценария понимания психологических закономерностей развития. Но проблема не только в этом. С моей точки зрения, мы сталкиваемся с другим грустным фактом, который психолог Лев Семенович Выготский характеризовал следующим образом: хочешь понять, что происходит с развитием человека, смотри источник. А источником является социально-историческая ситуация развития человека.

В нашей социально-исторической ситуации развития за последние 15–17 лет образовалось невероятное явление, которое в упор не видят, но которое является одной из мощнейших предпосылок того, что мы видели с «казанским стрелком»: конфликт стал нормой поведения.

Разрешение проблемной ситуации через конфликт, агрессию стало нормой поведения в нашей с вами обыденной жизни — вот тяжелейший диагноз, с которым сталкивается и Россия, и ряд других цивилизованных стран. Обратите внимание, ряд исследований подростков показал, что, когда они находятся в проблемной ситуации, где можно пойти на компромисс либо на конфликт, более 70% выбирают конфликт. Именно превращение конфликта в норму поведения подростков и молодежи является, с моей точки зрения, одной из системных причин повторения и накопления подобного рода ситуаций.

В подобных ситуациях сработает принцип так называемой вторичной агрессии. Когда где-то на кого-то напал террорист, то за его жертв начинают переживать даже люди, находящиеся далеко от места преступления. Но есть и обратное явление: начинается стигматизация тех, кто обладает какими-либо общими признаками с нападавшим. Вот эта стигматизация — в данном случае подростков и молодых людей со сложными, иногда аномальными формами поведения — наряду с превращением конфликта в норму поведения становится еще одним мощным травмирующим фактором. А психологическая травма, вытесненная из сознания, это все равно что бикфордов шнур. Помните принцип ружья, которое висит на сцене и непременно рано или поздно выстрелит? Точно так же с очень высокой вероятностью нанесенная человеку травма, которую он вытеснил в свое бессознательное, распрямится и выстрелит в буквальном смысле этого слова.

Сегодня ситуация развития личности — это ситуация массовой коммуникации.

Ничто так сегодня не влияет на развитие личности, как социальные и коммуникативные сети. Именно здесь необходима четкая, подчеркиваю, не карательная, а гуманитарная экспертиза.

Это я вижу первым и самым важным шагом. Нужна экспертиза на толерантность любых выступлений в публичном пространстве. Различного рода лидеры мнений день за днем сеют ненависть и тем самым, как по «Злоумышленнику» Чехова, сами того не осознавая, готовят новых «казанских стрелков». Речь идет в том числе об экспертизе выступлений депутатов, выступлений, как я их называю, «соловьев-разбойников» — телеведущих, нагнетающих атмосферу ненависти. Российское телевидение, к сожалению, очень многое делает для раскачки ненависти, а ненавидеть начинают чаще всего тех, кто слабее,— совсем необязательно только тех, против кого направлена риторика.