Не надо искать луч света в тёмном царстве, надо лучиться самим
«Нужно продолжать делать своё дело ещё более рьяно, ещё более энергично»
– Александр Григорьевич, люди испытывают очень разные и сильные чувства – ненависть, страх, агрессию, стыд, вину, гордость, ликование… Как человеку, а особенно ребёнку и подростку, услышать себя, не поддаваться чужому влиянию и стадному чувству, и сохранить своё достоинство?
– Один из моих любимых вопросов (пусть он странно прозвучит в этой обстановке) – как остаться человеком в бесчеловечное время? У Александра Галича есть поэма о шарманщике, в которой рассказывается, как обезьянка сидела у шарманщика на плече, а он ходил и играл музыку. Рассказывая эту удивительную историю, Галич сказал: «Ах, какая странная эпоха, не горим в огне, но тонем в луже. Обезьянке было очень плохо, человеку было много хуже». Так вот, сегодня человеку «много хуже». Ведь, когда человеку «много хуже», он растерян, у него возникает чувство вины, чувство боли, чувство стыда, и он начинает терзаться этим.
Сегодняшнее время – это время переживания по Фёдору Василюку, от слова «пережить», а именно – найти выход из безвыходной ситуации. И в этих перипетиях встаёт вечный вопрос: можно ли остаться таким, каким ты был вчера?
Можешь ли ты прибегнуть, сам того не осознавая, к могучим механизмам психологической защиты, которые помогают совладать с ситуацией? И Зигмунд Фрейд и, как мы шутим, Анна Зигмундовна Фрейд, его дочка, описали их блестяще. Когда мы защищаемся, мы хотим себя инкапсулировать и надеть на себя рыцарский доспех психологической защиты, оставшись при этом такими, какими были. «Этого нет, этого не происходит, или происходит, но не со мной», – говорим мы. Мы верим, как преадаптанты, готовые к изменению, что всё это рано или поздно схлынет. Мы не приговариваем себя к тому, что мир рухнул. Мы не занимаемся самоприговором…
Отвечая на ваш вопрос, вспоминаю философа Николая Фёдорова с его философией общего дела. Банальная и вместе с тем антибанальная вещь.
Нужно продолжать делать своё дело ещё более рьяно, ещё более энергично. Потому что наше дело – это дело взращивания человечности.
Мы выходим на то, что называется человечностью, мы выходим на ценности, мы выходим на смыслы и, конечно, на мотивы поведения. И поэтому давайте делать общее дело, которое объединяет нас общими мотивами. Мы вплетены в смысловую матрицу. И в этом плане полное ощущение, что будет свет, и полное ощущение, что свет в нас. Нам не надо искать луч света в тёмном царстве. Нам надо лучиться самим.
«Нас объединяет закон сбережения друг друга»
– Меня, как наверное многих, очень пугает и огорчает раскол внутри семей, раскол между друзьями, между деловыми партнерами из-за разницы взглядов. Как сохранить целостность семьи, добрые отношения внутри семьи и с друзьями?
– Любая интимно-аффективная общность, которой является семья, тоже проходит проверку на мой типовой вопрос – за что ты меня любишь? Если любят не прагматично, а просто так, если он ухитряется видеть в ней Беатриче, а она в нём – Данте, семья не распадётся. […]
Семья проходит проверку на межличностную человеческую прочность. И если идеологические установки взрывают семью, то лучше разойтись в стороны. Потому что это доказывает, что он не любит её, а она не любит его.
Это относится и к мужу и жене; это относится к детям и родителям; это относится ко всем. Сам я не могу помыслить ситуацию, говоря о своих детях, что у меня может возникнуть с ними ценностный диссонанс, как бы они не были различны. Один скорее смолчит, а другой выступит как активный трансформатор этой реальности вместе со мной. Нас объединяет в этой ситуации закон сбережения друг друга. Это главное! Мы думаем, какие бы не были политические и идеологические завихрения, прежде всего мы должны быть вместе.
– Как бы вы охарактеризовали здоровое, взрослое общество сегодня?
– Здоровое общество – это общество, в котором ключевой ценностью является поддержка разнообразия друг друга. Здоровое общество – это общество, которое отбрасывает тоталитарную формулу «Незаменимых нет». Здоровое общество – это общество, в котором уникальные решения в непредсказуемых ситуациях достигают неповторимой индивидуальности. И я такое общество, в котором люди владеют искусством общения непохожих людей, искусством толерантности, называю толерантным персонифицированным обществом.