Как развить навыки XXI века: 5 ошибок в воспитании детей

2022·Psychologies

Принуждать ли малыша делиться любимой игрушкой на детской площадке или учить его блюсти свои интересы? Эксперты дошкольного образования обсудили навыки будущего на конференции «Крутые практики» фонда «Университет детства» и пришли к неожиданным выводам.

Типичные ошибки родителей

1. Развивать ребенка исходя из собственных ожиданий

Лучшее, что может сделать родитель для ребенка, — перестать воспринимать его как свое продолжение. «Мы должны радоваться ребенку, когда он уникален, а не является нашей копией», — объясняет психолог и исследователь Александр Асмолов.

Так, в книге Алис Миллер «Драма одаренного ребенка» мать, которую спросили, как ей удалось воспитать таких счастливых и разносторонних детей, признается, что у нее не было никакого родительского плана, просто очень хотелось узнать, что за человек пришел в этот мир и каким он станет. 

2. Критиковать и оценивать

Доктор психологических наук Алла Холмогорова отмечает зависимость детской социальной тревожности от формы коммуникации с родителями. 

Преграды на пути к развитию ребенка:

  • высокий уровень критики в его адрес,
  • оценочные высказывания, 
  • сравнение с другими детьми. 

В результате малыш начинает бояться собственных проявлений, замыкается в себе, не выражает интереса к общению со сверстниками. 

3. Пресекать детские вопросы и гасить интерес

Часто родители мечтают о том, чтобы их ребенок развивался и прогрессировал, но раздражаются от самых простых вопросов, пытаются переключить его внимание на телевизор или смартфон. 

Важно, чтобы ребенок оставался «почемучкой». Так в детстве он получит ценные навыки, а в будущем станет тем самым «интересным взрослым», который продолжит развивающую цепочку со своими детьми.    

4. Не учитывать особенности ребенка

Обычных детей по определению не бывает. Однако родители в попытке догнать и перегнать чужих детей совершенно не обращают внимания на особенности собственных и проявляют давление там, где оно может только сильно навредить.

Например, у ребенка могут быть признаки аутизма, которые необходимо учитывать, чтобы не доставлять ему своими действиями беспокойство и дискомфорт. «Есть большое количество детей, которые не попадают в официальную категорию детей с особенностями, но находятся где-то на границе нормы», — отмечает президент и сооснователь «Рыбаков фонда», основатель фонда «Университет детства» Екатерина Рыбакова.

Даже если подобных проблем не наблюдается, родители могут ничего не знать о возрастных особенностях и заставлять ребенка делать вещи, которые вредны в его возрасте

«Всем родителям необходим психолого-педагогический ликбез. Очень хорошие, умные, прекрасные родители не знают элементарных вещей. Три этапа дошкольного детства они просто смешивают и тем самым вредят своим детям», — говорит педагог и художник Юрий Красный.

5. Делать ребенка «удобным»

Алла Холмогорова делится статистикой: в США порядка 10% детей получают диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ) и соответствующие препараты, которые делают его социально удобным. 

Проблема в том, что СДВГ — диагноз, который ставится как детям с настоящими органическими особенностями, так и просто очень шустрым ребятам, которым не хватает движения. Медикаментозное лечение в раннем возрасте не дает никакого положительного эффекта для развития и обучаемости, в отличие от поведенческой терапии, на которую у большинства взрослых просто не хватает терпения.

Чему правда стоит научить ребенка?

По-настоящему ценные развивающие задачи включают в себя вещи, о которых многие взрослые не вспоминают вовсе или, по крайней мере, не думают в первую очередь. Но именно им стоит уделить больше всего внимания и обучить малыша.

1. Делать выбор

«Взрослым бывает сложно доверить ребенку выбор. Доверие — самый большой дефицит, который мешает гармонично выстраивать отношения как с детьми, так и друг с другом», — говорит Екатерина Рыбакова. 

Между тем выбор будет сопровождать человека на протяжении всей жизни и являться основным во всех видах его деятельности. И когда, если не в раннем детстве, формировать этот навык.

2. Исследовать мир

Поисковая и исследовательская деятельность — одна из основ жизни ребенка, которая строится на творчестве и общении. Первые годы жизни ребенок творит собственные миры — это и есть его главная задача.

«Творчество должно включать огромное количество задач с высоким уровнем неопределенности — „пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что“… Задача взрослого — конструирование для ребенка развивающих сред», — подчеркивает Александр Асмолов. 

Такой подход направлен на развитие субъектности, поддерживает активность и включает осознанность. 

3. Сотрудничать

Грань между сотрудничеством и опекой очень тонка. Взрослые часто испытывают соблазн ее нарушить. Однако так нельзя делать, даже если на первый взгляд кажется, что ребенку трудно самостоятельно справиться с поставленной задачей. 

«Как-то наши студенты волонтерили в организации, где содержатся дети с параличом, — рассказывает Алла Холмогорова. — Там запрещено помогать детям, но у взрослых автоматически возникает соблазн налить воды, подать что-то, хотя ребенок может и должен сделать это сам. Помогать нужно только в зоне ближайшего развития». 

Необходимо искать баланс между желанием сделать все за ребенка и порывами научить его справляться со всем самостоятельно.