Публикации

Главное – уйти от понимания человека, сведенному к капиталу, к человеческому потенциалу

2020·Вести образования

В Подмосковье, на Клязьме, проходит Летняя и Лидерская школы для 131 дошкольного педагога со всей России. Летнюю школу ежегодно проводит Благотворительный фонд развития дошкольного образования, ориентированного на ребенка, «Университет детства», совместно с Рыбаков Фондом для победителей Всероссийского конкурса им. Л.С. Выготского. Ее результатом стало активное педагогическое сообщество, для участников которого впервые открыла свои двери Всероссийская Лидерская школа. О педагогике подобного и бесподобного, о человеческом капитале и формуле счастливого дошкольного детства рассказал Александр Асмолов, профессор, зав.кафедрой психологии МГУ, выступая перед участниками школ.

Детство – цивилизация рядом с нами

По мнению Асмолова общечеловеческая судьба складывается из того, что происходит в мире с каждым человеком и каждым ребенком. Где детство – это особенная история. Не надо искать цивилизаций на Марсе и на Венере, ведь само детство и есть цивилизация со своими нормами и правилами, со своими законами, которая уже находится рядом с нами.

«В детстве главное непредсказуемость ребёнка… В этом смысле детский сад – это мастерская неожиданности… Главное для детства – чувствительность к разнообразию, умение видеть разные миры ребенка, видеть его различия».

Две «главные» педагогики для развития ребенка

Есть две педагогики. Педагогика подобного – воспитание детей похожими на нас, трансляция и передача им нашей культуры. В широком смысле это называется социализация. И педагогика бесподобного – в центре которой понимание того, что каждый ребёнок уникален и неповторим. «Мы становимся счастливыми, когда наши дети, ученики, жены или мужья бесподобны. Тогда не скучно. Отсюда мы создаем не только зоны ближайшего развития, но и зоны вариативного развития – это то, что создается в общении с детской субкультурой. Придумывайте небылицы, небывальщины, читайте Даниила Хармса и другие уникальные по непредсказуемости вещи. Я всегда говорю: кто знает зачем, найдёт любое как».

Для работы с детьми надо выбирать программы с «легким дыханием», которые дают неопределенность, учат работать со стрессом, трансформировать настоящее.

Умных нам не надо. Надо верных?

Самый большой страх времени это страх войти в открытую дверь. Мы боимся неопределённости: «Кого мы растим? Либо будущих подданных и крепостных, и живем по формуле умных нам не надо, надо верных, либо мы развиваем личность. А личность – это инициативность, самостоятельность и ответственность».

Александр Асмолов призвал педагогов делать ставку на развитие в мире контроля: «Наши дети не должны быть слепыми щенками. В нашей стране всегда кризис, да пандемия. А кризис – это смерть разнообразию, выученная беспомощность…».

Мы человеческий ПОТЕНЦИАЛ

«И самое опасное нам говорят – вы человеческий капитал. Мы не капитал, мы потенциал. Увидьте разницу, огромную разницу. Каждый ребенок – это мультипотенциал. Запомните это». Этот мир изменил не только Альберт Эйнштейн, а еще и Илья Пригожин (бельгийский физик и физикохимик российского происхождения), который дал понять, что мы живем в совершенно другом мире, где нет жёсткой системы. Который перевернул экономику и сказал – не имейте капитал, главная свобода – человеческий потенциал.

«Наша жизнь – это преодоление равновесия. Чем живое отличается, от не живого? Простой ответ: только живое способно плыть против течения».

Участница Лидерской школы Инна Ничик, педагог из Новокузнецка: «Завтра всё закончится. Мы разлетимся как птицы в свои города. Наши крылья стали крепче, а взгляд яснее. Мы вышли с Летней школы и готовы слышать, понимать и принимать детей с их нормами и правилами, с их эмоциями и чувствами. Мы видим в них «новую цивилизацию». Мы готовы прикрывать и защищать их своими крыльями, и воспарять с ними к бесконечно яркому, светлому и счастливому детству.

Еще пожелаю всем участникам остаться в Летней школе на второй год. Ведь только в «Университете Детства» второгодником быть действительно круто!».