Тюрьма не исправит малолетних живодерок
Российский психолог, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Асмолов рассказал «НИ», почему тюрьма не поможет исправить жестокое обращение малолетних с животными, что скрывается за агрессией девочек-подростков и как с ней бороться.
Президент России поддержал зоозащитников, которые выступили за ужесточение наказания для живодеров. Борцы за права животных предлагают сажать мучителей братьев наших меньших за решетку на срок до восьми лет. Надо ли?
Уже более 300 тысяч человек подписали петицию на сайте Change.org, требуя, чтобы наказания за издевательства над животными были гораздо суровее. «Мы требуем от законодателей доработать, внести поправки и ужесточить закон о жестоком обращении с животными. Статья 245 УК РФ должна более детально описывать различные степени тяжести преступления и их последствия, — говорится в петиции. — В отношении лиц совершивших особо зверские издевательства над животными, к тому же приведшие к их смерти, должны выноситься максимально жесткие приговоры, в рамках закона, с реальными сроками заключения. Садисты должны быть изолированы от общества!». Кроме того, в соцсетях продолжается флешмоб с участием известных актеров, певцов, общественный деятелей, которые требуют тюремного наказания для девушек. Они выкладывают свои фотографии или снимки своих домашних животных с хештегами #живодерок_хабаровска_втюрьму и #остановимнасилие.
Российский психолог, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Асмолов рассказал «НИ», почему тюрьма не поможет исправить жестокое обращение малолетних с животными, что скрывается за агрессией девочек-подростков и как с ней бороться.
— Почти в 80 городах России люди вышли на митинги, пикеты за ужесточение наказания для живодеров. Зоозащитники требуют виновных отправить в тюрьму. В том числе речь идет о девочках-подростках из Хабаровска. Помогут ли такие меры?
— Тюрьма — это последняя инстанция, на которую стоит полагаться в вопросах исправления. Там девочки получат только школу криминального поведения. Это прозвучит для многих удивительно, но нужно понять, почему они это совершили и что привело к этим комплексам. За подобного рода агрессией всегда скрывается мощный психологический комплекс неполноценности. Это резкое проявление. Девочки-подростки не могут пойти по пути самоагрессии, не могут вымещать ее на близких, поэтому начинают выплескивать свою жестокость на животных.
— А откуда у подростков возникает такая агрессия?
— Это свойственно не только подросткам. У нас наблюдается рост агрессии и жестокости в российской культуре в целом. Это показывает множество социологических исследований. Когда в стране весь мир начинает делиться жестко на своих и чужих, то начинают работать различного рода психологические технологии формирования установок ненависти и агресии к друг другу. И отсюда возникают старания людей психологически или физически нанести ущерб друг друг. Такой же принцип действует в отношении животных. И подобного рода агрессии приводят к разным формам физического и психологического вандализма.
— Сейчас вскрывается все больше случаев жесткого обращения с животными. И в большинстве эпизодов живодеры — это девочки-подростки.
— Женская подростковая жестокость и агрессия более изощренная и непредсказуемая, чем у мальчиков подростков. Приведу пример. Если в каких-то районах или на улицах начинает формироваться подростковое криминальное сообщество, лидерами которого являются подростки-девочки, то криминальные группы подростков-мальчиков стараются быть как можно дальше от этих районов. Это действительно так. Кроме того, у подростков-девочек начинает преобладать маскулинная модель поведения. Когда сценарии мужского поведения принимаются как эталон. Решение вопросов кулаками, силой, жестким напором. Это есть не только в нашей культуре, но и в европейской. Но подобные пики циничного вандализма по отношению к животным – это полное отражение той информационной среды, агрессии, которая сегодня доминирует в подростковой среде в России.
— А почему садистки решили убивать беззащитных животных, чтобы выплеснуть агрессию, а не устраивать драки друг с другом, к примеру?
— С точки зрения психологии нет разницы между драками у девочек и издевательствами над животными, они находятся в одном поле. Но живодерство — это истязание беззащитного существа, которое не может дать отпор. Животное ведь не сможет пойти и рассказать о случившемся. Они чувствует, что никакого наказания за такую жестокость не будет. И поэтому живодерство будет пострашнее драки.
— А как предотвратить подобную жестокость по отношению к животным?
— За такой агрессией и жестокостью всегда кроется великая недолюбленность и одинокость в этом мире. Здесь нужна социально-психологическая поддержка. Если мы даем девочкам-подросткам интересную жизнь, в которой они чувствует себя личностью, знают, что их уважают, понимают, то таких взрывов агрессии практически не будет. Тогда тем самым мы предоставим и девочкам и обществу великую страховку от ненависти, подлости и жестокости.
Комментарий доктора медицинских наук, руководителя отдела клинической психиатрии детского и подросткового возраста института судебной психиатрии им. В.П. Сербского Анны Портновой:
— Я не стала бы говорить о лавине случаев жестокости среди подростков. У нас нет для этого статистики. Такие случаи происходили всегда. Каждый необходимо разбирать отдельно, проводить психолого-психиатрическую экспертизу. Достаточно часто подобная жестокость вызвана нарушением влечения в форме садистического поступка. Садистическое влечение – это когда садист получает удовольствие, наблюдая за страданиями жертвы. В случае групповой жестокости – не все, участвующие в акте имеют нарушение влечения, среди подростков возможно участие «за компанию». Чаще подобная патология встречается у мальчиков, то, что произошло в Хабаровске – абсолютно экстраординарное событие.
Что касается ужесточения наказания и реальных тюремных сроков – все зависит от причин поступка. Если выявлено психиатрическое отклонение, то необходим комплексный подход. Наказание не должно быть жестоким, оно должно быть последовательным. Любой подобный поступок должен повлечь за собой наказание.