Интервью

Суд над вариативностью — явление прошлое

2014·Вести образования

«В какие бы одежды ни рядились инквизиторы нового времени, все равно суд над вариативностью, как и сжигание книг, как и преследование новых идей – это явление прошлое», – убежден руководитель рабочей группы по созданию стандарта дошкольного образования, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.

– Александр Григорьевич, отказ от вариативности стал болевой, насущной проблемой сегодня. Недавно в Государственной думе проходил круглый стол по учебникам истории, и меня удивило то, что вариативность, либерализм, демократия стали практически ругательными словами. Как получилось, что мы совершили такой откат в прошлое и отказались от того, к чему много лет стремились?
– Критика вариативности – это сегодняшняя реальность. Тем не менее я считаю эти попытки наивными и несостоятельными прежде всего потому, что невозможно повернуть историю вспять, невозможно вернуться в прошлое. Те, кто говорит, что вариативность мешает учителю, правы, но они тогда должны добавить, что вариативность мешает учителю, который не умеет думать. А все образование нацелено на то, чтобы учитель, так же как ученик, имел выбор для конструирования возможностей развития. И в сегодняшнем сетевом мире, когда все меняется, другого пути нет. Именно вариативность выступает поддержкой разнообразия. Тенденция к сохранению
разнообразия во все времена существует, но в то же время во все времена появляются «охотники на ведьм», которые вариативность называют «ведьмой XXI века». Я им сочувствую. В какие бы одежды ни рядились инквизиторы нового времени, все равно суд над вариативностью, как и сжигание книг, как и преследование новых идей – это явление прошлое. Я знаю, что такие явления существуют, но я верю, что они не изменят ключевых принципиальных тенденций развития образования в современном мире. Ни в России, ни в США, ни в Европе, ни в Сингапуре.

– Вы сами говорили, что стандарт дошкольного образования нерационален. Тогда какего можно воплотить на практике?
– Когда я говорю, что стандарт нерационален, я имею в виду то, что есть разные идеалы познания. Известный философ Мераб Мамардашвили доказал, что идеал рациональности присущ только мышлению классического времени. Сейчас другое время. Поэтому когда я говорю, что стандарт отвечает постмодернистской эпохе, это означает, что он является
ресурсом для развития личности человека. И тогда он нерационален совсем не в отрицательном смысле слова. Стандарт – это норма необходимого разнообразия. Тем самым в стандарте уже заложены тенденции к развитию, а не только тенденции к сохранению. Я это считаю делом своей жизни, и в моей последней книге «Оптика просвещения» я четко показываю единство тенденций к изменению и сохранению в проектах стандарта, которые вошли в российскую реальность. Эти проекты созданы, и попытки вернуть все к стандартам 1996 года – ЗУНовским, адаптивным, – с моей точки зрения, обречены на неудачу.


Как разрушить традиции и стереотипы воспитателей и родителей, которые убеждены, что главная цель дошкольного образования – это подготовка к школе, а не свободное развитие ребенка?
– Я избегаю слова «разрушение», поскольку оно носит очень эмоциональный, негативный оттенок. Родители поймут, что развитие свободного ребенка, а не адаптанта, – это путь к его успеху. Произойдет ли это завтра утром – сомневаюсь. Но мы предлагаем проекты, которые становятся реальностью не за один час. Смена ценностей – это всегда медленный эволюционный процесс, но эта задача успешно решается в стандарте дошкольного образования. В нем поддержка разнообразия ребенка стала ключевой линией. Я очень благодарен коллегам, которые вместе со мной разрабатывали этот стандарт. Впервые принцип поддержки разнообразия как ключевую идею стандарта мы обсуждали с вице-премьером российского правительства Ольгой Голодец, а это идеология вариативности, и она проходит через все стандарты. Но достигает своей кульминации в дошкольном стандарте и достигнет своего апогея в программах дополнительного образования, нацеленных на индивидуальное развитие детей, подростков и молодежи.


– Для смены ценностей потребуется много времени, а стандарт «дошколки» введен уже сейчас. Не будут ли педагоги профанировать его реализацию?
– Риск того, что новый стандарт будет надевать старые одежды, безусловно, существует. Этот риск касается любой инновации, с которой мы имеем дело, но вместе с тем даже профанирование – это имитация ценностей данного стандарта. Для меня крайне важно, что многие воспитатели были готовы к стандарту дошкольного образования. Почему я так считаю? За педагогикой дошкольного детства всегда стояла идеология работ Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. Ключевые программы, которые существовали в Советском Союзе, были написаны Н.Н. Поддъяковым, учеником Д.Б. Эльконина и А.В. Запорожца. Таким образом, в них был заложен потенциал, и мы начинаем не на пустом месте, а строим будущее на идеях наших великих учителей, а это резко уменьшает риски профанации и имитации.