Поколение.net
Сегодня в образовании, как и всегда, стоят вечные вопросы.
Первый вопрос – ради чего учить? О нем часто забывают и начинают бурно обсуждать, чему учить. Но я спрашиваю именно, ради чего учить? Второй ключевой вопрос – чему учить? Какая картина мира возникнет в сознании новых поколений? Третий вопрос – как учить? С помощью каких педагогических и других современных технологий? И наконец, за счет чего учить? За счет каких кадровых, финансовых ресурсов? И хотя все эти вопросы вечные, они редко рефлектируются сообществом. Поэтому тем более интересно то, что происходило на Гражданском форуме, где обсуждались пути развития общества и пути системы образования.
Но ни один вопрос образования вне понимания стратегии и целей развития общества, вне понимания его ценностных векторов мы не решим. Поэтому ключевые вызовы – это вызовы растущей неопределенности. Нам приходится готовить новое поколение к тому миру, про который мы не знаем; программа, даже в Бауманке или на физтехе МГУ, которую проходят на третьем курсе, к пятому-шестому курсу устаревает, поэтому в образовании реальностью становится формула русских сказок: «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что».
БЕЗ КУЛЬТУРЫ НЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
Первый болевой вопрос – образы будущего для поколения, которому сегодня «от двух до пяти» и которое уже пользуются современными гаджетами и живет в информационно-сетевом мире. Оно общается иногда с родителями, которые не совсем живут в этом мире, но если приходит хорошая воспитательница лет шестидесяти, то ей совсем трудно общаться с этим пятилеткой или шестилеткой в детском саду. У этих детей другая социализация, другой мир, и непонимание этого взрослыми – огромный риск. Когда вы ребенку даете книжку с хорошими картинками, а картинка не раздвигается, ему кажется, что это плохая картинка, он отбрасывает ее. Если нынешние подростки назвались когда-то поколением next, то новое поколение детей, о котором идет речь, я называю поколение net, сетевое поколение. Этому поколению жить в совершенно особой реальности. В этой реальности нарастают риски незнания будущего и неумение жить в мире неопределенности.
Второй риск. Ценностный ориентир – подготовка человека, готового к изменению. Сегодня все меняется, поэтому тем, кто занимается образованием, нужно понимать, что ключевой принцип развития – вариативность, возможности разных путей развития.
Третий риск. Двигаясь вперед, обнулить то, что было вчера. Но если мы будем двигаться вперед, полностью отбросив то, что было вчера, мы повиснем в социокультурной и антропологической невесомости. Вчера были герои, с которыми мы можем идентифицироваться. Были блистательные педагоги, блистательные психологи, блистательные математики. И если ребенок четырех, десяти, двадцати лет не знает, в каких замечательных реальных или литературных героев влюбиться, это беда. Без тех или иных в хорошем смысле ценностных образов, которые бы показывали модели жизненного и личностного успеха, движения не будет. Без культуры нет образования.
С чего начинать воспитание? Со знакомства с мастерами культуры. На днях еще раз пересматривал «Гамлета» Владимира Высоцкого. Он говорит: «Я не пою песни. Я показываю песни». Вот когда мы будем показывать песни, как Высоцкий, когда мы будем действовать так же, говоря, что Невский проспект – это проспект веротерпимости, как говорил великий Дмитрий Лихачёв, когда мы, как величайший ученый и генетик Вавилов, будем говорить: «В кострах будем гореть, от идей своих не откажемся», тогда будет развиваться образование. А для этого нужно то, что происходит на Гражданском форуме. «Сеть сетей» – механизм обсуждения с обществом настоящего и будущего образования, чтобы понять, что было ценно в прошлом, что взять с собой, а с чем расстаться.
ОДАРЕННЫЙ УЧЕНИК НАЧИНАЕТСЯ С ОДАРЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Я всегда говорю, что одаренный ученик начинается с одаренного учителя. В этой ситуации самое ценное из прозвучавших предложений – что овладение практиками преподавания и возможность работать с учениками и со студентами нужно начинать с первых ступеней профессиональной педагогической подготовки. У учителей, которые приходят из педвузов, очень часто либо слабая мотивация преподавания, либо страх перед глядящими на них первоклассниками, пятиклассниками, десятиклассниками. Дети все время проверяют учителя на определенные характеристики. Не в интернатуре дело, а в непрерывной практике с первого курса и в мотивации: «Я хочу быть учителем! Это моя миссия! Это моя мечта!» Это шаг, который необходим, чтобы повысилось качество образования и в школьных, и в дошкольных мирах.