Школы должны стать источником социокультурной модернизации общества
Образование исполняет важную ценностную функцию в обществе и выступает как платформа для его социокультурной модернизации, основными инструментами которой должны стать вариативность образовательных форм, разработка дорожных карт развития и реформирования образования – такие выводы озвучил директор Федерального института развития образования, член экспертной группы № 8 «Новая школа» по обновлению «Стратегии-2020» Александр Асмолов.
Как считает Александр Асмолов, сейчас необходимо переосмыслить опыт развития образования в 1990-е гг., когда, по его мнению, были заложены позитивные тренды в образовании. Среди отмеченных тенденций — переход от универсального образования к университетскому, основанному на специализациях, формирование гибридных форм образовательных учреждений (исследовательские университеты, школы-лаборатории) и возросшая роль школы как института, воспроизводящего основные ценности общества и культуры.
Образование – не услуга, а институт социокультурной модернизации. По мнению Асмолова, образование гармонизирует социальные отношения, формирует идентичность, играет роль социального лифта. Поэтому образование должно быть вариативным, т.е. соответствовать возможностям различных групп учащихся, вместе с этим должно обеспечить управление изменениями в образовательном процессе.
С другой стороны, как отметил Александр Асмолов, вариативность должна быть подкреплена стандартами, которые должны обеспечить равенство возможностей учащихся «в образовательном пространстве как пространстве «единства разнообразия»», добавил он.
Любая образовательная программа должна иметь четкие мотивы и ценности, ради которых она создается, полагает эксперт, затем следует ее содержание, технологии и ресурсы, с помощью которых эта программа будет развиваться.
По мнению Александра Асмолова, инструментами образования должны стать рейтинги, которые, по его словам, должны исходить из культурных особенностей общества. «Должна быть соблюдена экологическая валидность. Нельзя переводить тесты из одной культуры в другую, так как они содержат в себе другие ценности», — считает эксперт.
Наряду с рейтингами инструментами образования должны стать форсайты (прогнозы), дорожные карты и краудсорсинг, основанный на сотрудничестве и взаимопомощи, а также общественной экспертизе в образовании. «Сейчас ситуация, когда кооперация, сотрудничество и гибридные формы образования могут задать социокультурную модернизацию общества через социокультурную модернизацию образования», — добавил Асмолов.
По мнению дискуссанта, эксперта Всемирного банка, соруководителя экспертной группы «Новая школа» Исака Фрумина, сейчас в обществе нет запроса на социокультурную модернизацию, а также нет и ее потребителя. Он также подставил под сомнение тезис о том, что школа может взять на себя груз модернизации и стать институтом демократии.