Интервью

Исповедь духовного террориста («Огонек», 2000 г.)

2000, 2004·Огонек

По поводу того, какими вырастут наши дети, задал сам себе бывший заместитель министра народного образования Александр АСМОЛОВ.

Однажды Александр Асмолов взорвал школу. Всю совковую школу с ее коммунистической педагогикой.

Если вы перевернете время назад, в восемьдесят восьмой — восемьдесят седьмой, то вы вспомните, ЧТО тогда сметали из газетных киосков, кроме коротичевского «Огонька». Сейчас в это почти невозможно поверить, но есть неопровержимые данные исследования, которое тогда провели мои студенты факультета психологии МГУ.

Из киосков молниеносно раскупали «Учительскую газету» Владимира Федоровича Матвеева. Общество хотело знать, когда их детей станут учить не в советской, а в нормальной школе.

В восемьдесят восьмом Геннадий Ягодин пригласил меня на должность главного психолога в тогдашнем Гособразовании. Именно в эти годы родились психологическая служба образования, программа «Одаренные дети». Удалось добиться отмены школьной формы, которая была символом одинаковости. Впрочем, тогда мы жили реформами гораздо более глубинными и радикальными. Самое невероятное (и многими не осознаваемое), что реформы эти прошли. Странной осенью девяносто первого, в перерыве между Советским Союзом и Россией, я впервые обронил в московской «Вечерке» слова «вариативное образование». Сегодня система вариативного, смыслового и развивающего образования (простите за узкопрофессиональный сленг!) СОЗДАНА. Судя по тому, насколько яростные нападки национал-патриотических групп нашего общества она вызывает, я вижу, что система обладает недюжинной живучестью и способностью сопротивляться. Будь она слабой, ее бы не боялись, на нее бы не нападали.

Помните миф о всеобщем равенстве и, стало быть, обязательно-одинаковом образовании для всех? Помните фабрику усредниловки в средней школе? По-настоящему она никогда не работала. И в СССР под крики о равенстве все равно создавали спецшколы для одаренных. Первые искорки, первые физматшколы появились в страшнейшие годы — в сорок восьмом и сорок девятом. Они, а не «всеобщее, среднее и равное», вывели страну в космос. Хотя левые сейчас не устают кричать, что в космос нас вывела усредниловка. Лгут, как всегда! Если бы спецшколы закрыли, как того желали красные ортодоксы с сорок восьмого по восемьдесят восьмой, мы бы не были в космосе ни первыми, ни вторыми, ни пятыми — никакими.

Что сделала с российской средней школой реформа? Заставила окончательно отказаться от мифа «все одинаковы, все равны». Все разные, всех надо учить и развивать по-разному. Только тогда школа превращается в нормальный социальный лифт, довозящий КАЖДОГО до более или менее возможного и нужного ДЛЯ НЕГО этажа карьеры. А не везущий всех в одну сторону и на один этаж. Ну не нужно всем на один и тот же этаж!

Многие полагают, что система разных школ просто узаконила неравенство. Мол, раньше деток могучих родителей всеми правдами и неправдами вели в единственную в городе английскую школу или к репетитору — теперь этих же деток легально ведут в лицей. На деле все наоборот. Чем больше лицеев, гимназий, спецшкол и спецклассов — тем больше шансов, что в них придут дети из самых разных слоев населения России. Но даже это не самое интересное.

МАТРИЦА

Помните страшный восемьдесят четвертый черненковский год? Тогда ведь стряслась вещь не менее ужасная, чем коллективизация. Детей начали поголовно вести в школу с шести. Для профессионального психолога не составляет труда сказать, что это было. Любой ценой уменьшить время, отведенное маленькому человеку на детство и вольницу. А это значит — быстрее сделать его винтиком, полезным государству. На этот счет есть даже специальный термин: «культура полезности». Человек для страны, а не для себя. Никакой СВОЕЙ жизни, никакой СВОЕЙ карьеры. Поэтому образование не имеет права дать ему никаких навыков адаптации к кризисам, никаких умений строить карьеру и лавировать. Все с точностью до наоборот. Оболванить. Промыть мозги. Слава богу, что доктор Фрейд ничего не знал о коммунистической педагогике — он бы пересмотрел все свои теории. Ведь в подсознание ученика и учителя засаживали не просто образ Отца, а государства — Великого Отца. И лишали маленького человека всех способов сопротивления этому папаше. Вспомните, как все носили октябрятские значки с кудрявым мальчиком — но этого мальчика все с почтением называли «дедушка Ленин». Кудрявый дедушка пяти лет от роду! Вот так нас лишали умения видеть даже очевидный бред и нелепость. Любой миф тем сильнее, чем меньше осознается его нелепость. А ведь этих советских мифов, как человек должен или не должен себя вести в этой стране — были тысячи! Я вам скажу страшную вещь: неважно, чему якобы учила советская школа — литературе или математике, главным ее назначением было другое. На сознание людей (всех поголовно!) накладывали матрицы, которые не снились ни Замятину, ни Оруэллу.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ПО АСМОЛОВУ

Что дает ученику школы нынешнее вариативное образование? Разгадка прямо в названии: оно потому и вариативное, что призвано дать как можно больше вариантов знаний и навыков для самых непредвиденных ситуаций и самых причудливых построений СВОИХ жизни и карьеры. У плохого актера десять штампов, у хорошего — десять тысяч плюс умение выбрать нужный. Чем больше у тебя механизмов адаптации — тем меньше ты винтик для государства, тем больше ты человек для себя. На языке профессионалов это называется «культура достоинства». Мы не рабы — рабы не мы. Классика. Не укладывать пинками всех поголовно в прокрустово ложе единой для всех программы, а заставить одну из выбираемых программ работать на будущие жизнь и карьеру. Ведь это же страшно, когда система образования начинает тебя считать «табулой разой» — чистой доской, на которой она, система, вправе написать, что считает нужным! Десять лет назад было именно так. Но сегодня все перевернулось. Мы видим прекрасную, умную, всепобеждающую наглость родителей и наглость детей, которые начинают качать свои права и требовать от школы, чтобы она готовила дитя к жизни и карьере. А не лепила из него то, что нужно Великому Отцу. И я, забыв о скромности, бью себя кулаком в грудь и горжусь тем, что был причастен к тому, что это произошло. Для себя я обозначил это явление как ПРИВАТИЗАЦИЮ СОЗНАНИЯ. И я буду до конца стоять на том, что привела к приватизации сознания именно реформа школы! Этого не понимает в упор никто. Ни Чубайс, ни Кириенко, ни все наши правые. Они уверены, что либеральные ценности в сознание их избирателей то ли с неба снизошли, то ли плод усилий самих правых. Где ваши социологи и психологи, ау?! Вот свежие данные исследований: за правых проголосовало первое поколение, воспитанное школой вариативного образования. Никакой мистики, никаких секретов. Поколение, воспитанное школой, ориентированной на развитие личности, готово в случае чего поменять профессию, город и страну именно потому, что вариативное образование дает выбор вариантов жизни. Я более не стою на коленях перед великими сверхцелями безликого государства, а строю свою судьбу. В этом суть происшедших изменений.

По идее, правые должны слать реформаторам школы апельсины бочками. Не было бы у них ни восьми, ни пяти процентов голосов, у них не было бы НИ ФИГА — если бы десять лет несоветской школы не воспитали поколение ЛЮДЕЙ ДЛЯ СЕБЯ.

Но лично мне от правых нужны не апельсины, а готовность выслушать. Потому что левые в отличие от них все прекрасно поняли. Есть формула Надежды Крупской: «Кто возьмет школу — тот возьмет страну». Именно Крупская, напомню, составляла первые «черные списки» подлежащих запрету книг в Советской России. Левые увидели, что десять лет новой школы — не меньшая опасность для них, чем приватизация по Чубайсу. И они последовательно и четко ставят задачу демонтажа несоветской школы. Тихо, не поднимая шума. Прикрываясь демократической светской риторикой. Чтобы когда кто-то что-то заметит — было уже поздно.

ЧАС «ИКС»

Я осознал это особенно четко первого октября девяносто восьмого. Проработав на галере народного образования десять лет — то главным психологом министерства, то замом, то первым замом министра. Знаете, у каждого в жизни своя главная бессонная ночь. У меня она была в том октябре. Накануне коллективу министерства представили нового руководителя — Владимира Филиппова. Приятного человека, с которым у меня до сих пор приятные отношения. Новый министр сказал, что отныне в развитие курса Евгения Примакова на сотрудничество с Думой министерство будет воплощать в жизнь идеи профильного думского комитета. Комитетом этим тогда руководил Иван Иванович Мельников — один из заместителей Зюганова по партии. Фанатичный коммунист. Здесь не могло быть места иллюзиям и надеждам на сотрудничество. По выступлениям и печатным трудам коммунистических идеологов я знал, что они ведут список моих преступлений. С именем и фамилией виновного. А вменяли они мне вот что.

Разрушение патриотизма в России и выступление против патриотов в школе. Издание учебников, подрывающих основы великой русской культуры. Введение лицеев, гимназий и колледжей, которые, по сути, узаконивают социальное неравенство

(о том, что это чушь, мы уже говорили). «Зеленый свет» частным школам (бог ты мой, их и сейчас всего лишь несколько сот из семидесяти тысяч по России — менее процента!). Однажды, когда я представлял в Думе новые учебники истории, коммунисты выкрикнули, что я духовный террорист. Стервятник с Чистых прудов. Это один из газетных заголовков обо мне. И наконец, лично Иван Иваныч Мельников сказал, что я и есть тот человек, который уничтожил «всеобщее, равное, доступное и бесплатное». Хотя это чистая неправда. От Калининграда до Владивостока нет точки на карте, где родители не найдут для своего чада обычную бесплатную школу. В городе это будет рядом с домом. В сельской глуши — не дальше от дома, чем это было всегда.

Кто кого чего лишает, извините? Сорок три областные думы запретили в своих регионах один из учебников новейшей истории только за то, что там была показана роль Сталина в разжигании Второй мировой войны. А ведь по закону они не имели на это права.

И так везде и во всем.

ВОРУЮТ!

Демонтаж будущего либерального гражданского общества начался. Наших детей обворовывают тихо. Я бы сказал, гениально. Комар носа не подточит. Здесь уменьшили количество часов на вариативные предметы (хотя в написанной левыми национальной доктрине образования само слово «вариативность» мелькает через строчку — чтобы усыпить бдительность демократически настроенных учителей). Я хочу, чтобы у моих учеников английский от зубов отлетал, а у меня все «произвольные» часы чиновники забрали. А в обязательной программе уж сто лет иностранного нету! Тут прислали бесплатно партию учебников, которые написал «свой парень». А на те, которые написал «не наш человек», у школы нечаянно не оказывается денег. А вот тут я часы на английский нашел, а мне никак не дают положить хороший оклад хорошей преподавательнице. И она уходит референтом в офис. Как бы случайно? Нет. Ведь чем лучше знание родного и иностранного языка, тем легче делается карьера. Знаете, откуда пошло слово «идиот»? Дословно ведь оно в средние века обозначало человека, не говорящего по-латыни. Какая карьера, если не можешь элементарно выразить свою мысль ни на родном, ни на чужом языке — значит, не можешь ни с кем договориться?! А левые до смерти боятся успешных людей. Граждан мира, гибких патриотичных космополитов, способных к карьере и дома, и в любой точке мира. Идиоты, неспособные договариваться и идти по социальной лестнице, — главные потребители левых идей всеобщего равенства и всеобщей соцзащиты. Вот почему национал-патриоты хотят, чтобы школа плодила безъязыких. Для этого незачем кричать, что ты против английского языка. Наоборот, можно говорить, что ты за открытый мир — но красивые барышни из МГПУ не хотят в школу, а хотят в офис! А раз так — давайте экономить ставки (все равно на них никто не придет) и сокращать эти часы. Вот так профессионально работают коммунисты.

А как ввести двенадцатилетнее образование без перехода к профессиональной армии или хотя бы без переноса сроков призыва? Хочу особо подчеркнуть, что стратегическая установка на введение в России двенадцатилетнего образования принципиально верна. Такова логика развития образования в цивилизованных странах. Но если не внести изменений в Конституцию, парней (не дав им ни единой попытки поступления в вуз) сразу со школьной скамьи заберут в армию. Пропустят через дедовщину. Кастрация потенциальных талантов — вот основное обеспечение коммунистического равенства.

К счастью, Владимир Филиппов не дал прошлой Думе протащить закон о стандартах в образовании, которые могут меняться лишь раз в четыре года. Появилась на свет овечка Долли — не имеешь права об этом сказать детям, пока не пройдут четыре года и эти сведения не соизволят внести в образовательный стандарт. Лихо?!

А лишение учителя частной школы выслуги лет? Он, что, не учитель?! Это же прямая провокация, чтобы люди боялись идти работать в частные школы и гимназии. Минтруд оказался страшнее КГБ!

А составление областных и городских списков разрешенных учебников? Вот тебе выбор — но из того, что мы сказали. Вот тебе десять патриотических учебников истории и ни одного западнического — выбирай на здоровье! Знаете, кто в Москве ведает инновациями в среднем образовании? Юрий Громыко, который в одном из своих трудов выразил благодарность Сталину за то, что тот не дал утвердиться в России большевистско-троцкистскому иудейско-хазарскому архетипу. Можете составить представление о тех, кто составляет списки.

Естественно, никому — никакого своего расчетного счета и юридического лица. А то ведь найдут спонсоров, сманят девочку из офиса — и дети будут с английским. Или купят компьютеры — и дети будут приличными пользователями. А это неравенство — ведь в соседней школе дети и без английского, и без компьютерной грамотности. А мы за всеобщее равенство! И госконтроль за важнейшей сферой жизни — школой. Чтобы все по-прежнему стояли навытяжку перед роно. Чтобы контрольные по математике по всей Москве и России — в один день. Хотя на деле это внутреннее дело директора школы, по какой сетке часов он выучит детей математике. Ведь главное, чтобы они ее знали.

КТО ПРОТИВ РАВЕНСТВА

Итак, мы видим, что разгром либералами «доступного и бесплатного» — миф. Это левые громят созданную с превеликим трудом несоветскую школу, готовящую человека к жизни в изменяющемся мире. Другое дело, в России мало фондов, стипендий и грантов, которые бы позволили способному парню с Чукотки не за свои деньги (которых у него может и не быть) приехать учиться в лучшие вузы России. И левые цепляются за это и кричат: вот оно, доказательство того, что либералы удушили равенство возможностей!

Но, во-первых, чтобы эти гранты появились, не надо душить русский капитализм. А во-вторых, надо, чтобы в любом уголке страны работал пункт приема тестов, единых для всех вузов страны. Американский абитуриент сначала как можно ближе к дому сдает НЕЗАВИСИМОМУ центру стандартные компьютеризованные тесты. Невозможно ни дать взятку, ни подкупить приемную комиссию — он в глаза ее не увидит. Потом, если баллы окажутся приличными, рассылает их веером в десяток вузов. И потратится на дорогу только туда, куда примут. А там уже может получить или стипендию, или кредит.

Я предлагал большее: чтобы с пятого класса любой наш школьник мог прийти в тест-центр, сесть за монитор и проверить свои знания: а вдруг учитель ко мне пристрастен в ту или эту сторону? Я предложил это — и почувствовал бешенство российских ректоров. Введение у нас независимых тестов означало бы смерть для коррупционеров российских вузов. И смерть мифу, что либералы лишили глубинку доступа к МГУ. Итог — меня разве что не взорвали и не пристрелили. И на том спасибо.

Не знаю, слыхали ль вы, но в России уже появились несколько школ международного бакалавриата. Там дети сдают тесты, опирающиеся на мировые стандарты образования. Независимым центрам и комиссиям. После школы они могут поступить в любой вуз страны и мира. И знаете, что самое смешное и грустное во всей этой ситуации?

Лидеры финансирования компартии — той самой, которая кричит о недопустимости космополитичного образования, — учат детей именно в подобных школах…