Публикации

Будущее в антропологической оптике

2020·Гайдаровский форум

Автор идеи Научного салона, директор Школы антропологии будущего Александр Асмолов описывает концепцию встречи несколькими тезисами: «Представление о будущем трансформирует наше настоящее и прошлое: утопии и антиутопии как плоды социального воображения меняют образы мира и модели поведения в повседневности. Запрос на прогнозирование будущего в ситуации эволюционных вызовов неопределенности, сложности и разнообразия возникает в «сетевом столетии» на фоне роста страха потери смысла жизни: по данным социологических опросов, этот страх стал большей угрозой, чем страх смерти. Парадокс ХХI века — это парадокс массового запроса на уникальность. Все эти и другие факты находятся в фокусе антропологической оптики, в том числе таких междисциплинарных проектов, как «Новая антропология культуры» и «Школа антропологии будущего».

Участникам научного салона были предложены к обсуждению следующие темы:

· Страхи будущего как проекция рисков настоящего.

· Механизмы непредсказуемости в развитии науки и культуры.

· Преадаптация индивида как цена за развитие вида.

· Культурно-историческая память как предвидение.

· Феномен самосбывающихся пророчеств.

· Выход за рамки рациональных моделей понимания человека и адаптивных моделей эволюции.

· Разум как незавершенный проект.

Что дает антропологическая оптика?

Открывая встречу, директор Школы антропологии будущего Александр Асмолов заметил: «После Карла Поппера только ленивый не говорит об оппозиции «открытое — закрытое общество»». И напомнил уточнение этой идеи, предложенное Ириной Прохоровой: открывающиеся и закрывающиеся общества. Александр Асмолов подчеркивает значение этой динамики, предполагающей «другую интеллектуальную энергетику».

Оживленный интерес к Научному салону и большое число участников в зале, по мнению главного редактора журнала и издательского дома «Новое литературное обозрение» Ирины Прохоровой, связано с тем, что «неожиданно будущее, образ будущего, способ думанья о будущем и конструирования просто пропало. Разные страны с разными политическими системами, степенью развитости и так далее одинаково жалуются: куда делось это самое будущее? А без образа будущего, как мы с вами понимаем, ни индивидуальный человек, ни государство выстраивать стратегию жизни не может».

В продолжение дискуссии Александр Асмолов подчеркивает: «Что дает антропологическая оптика? Она помогает нам выскочить за рамки стереотипов. Антропология будущего дает увидеть уникальную возможность множества вариантов видения, увеличивает чувствительность к разнообразию.»

В рамках Научного салона «Антропология будущего: эволюционные вызовы» на Гайдаровском форуме выступили:

· Dace Dzanovska, Associate Professor in Anthropology of Migration Centre on Migration, Policy and Society Institute of Social and Cultural Anthropology University of Oxford (Даце Дзеновска, профессор антропологии миграций в Оксфорде)

· Евгений Ивахненко, доктор философских наук, профессор факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова

· Сергей Казарновский, директор школы «Класс-центр», заслуженный учитель России

· Сергей Ениколопов, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего

· Тимофей Нестик, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН

· Павел Рабинович, заместитель директора Школы антропологии будущего

«Нет другого будущего, кроме будущего свобоного рынка»

Даце Дзеновска утверждает, что западный мир не видит другого будущего, кроме будущего свобоного рынка. В своем выступлении она ссылается на работы Иммануила Канта — в ответ Александр Асмолов напоминает: помимо универсализма Канта сущетвует индивидуализм культурно-исторической теории.

Нерв нашей современной жизни

Евгений Ивахненко продолжает затронутую в начале встречи тему закрытого и открытого общества в динамическом контексте: «Нет навсегда данного открытого и навсегда данного закрытого общества, а есть продолжающиеся процессы открывания и закрывания… Это как раз и есть нерв нашей современной жизни». Затронутую докладчиком тему горизонтальных связей в социуме продолжила Ирина Прохорова: «Культура горизонтальных связей была в послевоенном советском обществе невероятно развита, что и изменило ситуацию… Поэтому как только пришел интернет, это наложилось на структуру поведенческую и индивидуальную».

«Как не оказаться в обществе сделанных голов?»

В продолжение дискуссии Александр Асмолов напомнил «простой и наглый вопрос», который любил повторять его учитель Алексей Николаевич Леонтьев: «Как не оказаться в обществе сделанных голов?» И напомнил его же ответ: надо заниматься школой — школой, которая создает практики подержки разнообразия… В своем выступлении Сергей Казарновский говорит о школе, гуманизации образования и о важности умения понимать хорошие анекдоты!..

Персональная эхо-камера в глобальной Сети

Сергей Ениколопов напомнил о рисках современного сетевого общества, когда возникает феномен эхо-камеры: люди подбирают свой круг общения, концентрируясь только на нем — в результате они слышат только то, что хотят услышать. Как специалист по агрессии, Сергей Ениколопов пессиместично оценивает перспективы будущего по законам свобоного рынка…

«Сила слабых связей» и цифровая инфраструктура неосознаваемого выбора

Тимофей Нестик в своем выступлении говорит о принципе «силы слабых связей»: «будущее конструируется через включение себя в ковер, в сложную ткань замыслов других людей». «Будущее возникает, когда мы способны преодолеть свой эгоцентризм, — поясняет докладчик, — когда мы признаем возможность чего-то непредвиденного, чего-то, о чем могут сказать другие со стороны, находясь на обочине…» В продолжение выступления Т. Нестик утверждает, что современный человек пребывает в цифровой инфраструктуре выбора, «которая подталкивает к тем или иным решениям, решениям которое мы все меньше осознаем». Александр Асмолов подчеркнул важность прозвучавшего в докладе вопроса: исправят ли технологические протезы хромающие социальные институты?

«…ай да Пушкин! ай да сукин сын!»

В завершение встречи участники успели задать докладчикам 3 важных вопроса: о совремнных проблемах методологии, о неучастии гуманитариев в принятии важнейших для общества концепций, о соседстве противоположных интерпретаций исторических событий и насилии. И посмотрели видеоролик с детскими рисунками о жизни А.С. Пушкина.

О Гайдаровском форуме

XI Гайдаровский форум «Россия и мир: вызовы нового десятилетия» состоялся в Москве в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) 15 — 16 января 2020 года. На форум зарегистрировалось около 18 000 участников более чем из 30 стран, его работу освещали порядка 800 журналистов из российских и зарубежных СМИ.

Содержательная повестка форума включала 85 сессий, где признанные российские и зарубежные эксперты, политики и представители бизнеса обсуждали актуальные вызовы, стоящие перед Россией и миром в новом десятилетии. В фокусе внимания участников были вопросы глобальной экономической динамики и социально-экономической политики России, перспективы трансформации рынка труда и развития регионов, цифровая революция и климатический кризис. Как сообщают организаторы, вектор дискуссиям на форуме был задан в ежегодном Послании Президента России Владимира Путина Федеральному собранию, которое прошло в день открытия форума.