Новости

Александру Асмолову — 72! Поздравления коллег и соратников

22.02.2021·Психологическая газета


С поздравлениями обращается Виктор Ефимович Каган, доктор медицинских наук (РФ), M.D., Ph.D. (USA), член Независимой психиатрической ассоциации России, почётный член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии.

Александр Григорьевич Асмолов, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Школы антропологии будущего РАНХиГС, 22 февраля отмечает день рождения. С поздравлениями обращается Виктор Ефимович Каган, доктор медицинских наук (РФ), M.D., Ph.D. (USA), член Независимой психиатрической ассоциации России, почётный член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальной терапии.

Что сказать о нём кроме того, что по гамбургскому счёту он профессионал высочайшего класса? Он свободный человек, не ждущий, что ему дадут свободу — эту, по Ф. Нирингу, «возможность быть и стать», но сам создающий эту возможность для себя и других. Он человек, для которого «свобода — это когда свобода одного упирается в свободу другого и имеет эту последнюю своим условием» (М. Мамардашвили). Он интеллигент — по Алексею Симонову, «человек, чей гуманизм (т.е. уважение к инакомыслию, инакочувствию и инакобытию) шире, чем его собственные убеждения». С ним по-человечески тепло, он мягок, но мягок, как вода — нет ничего мягче и ничего твёрже её, как говорят на Востоке. Его смысловой стержень — негэнтропия, он противостоит энтропии как личность, как профессионал, как гражданин и в свои 72 занят не адаптацией к старости с поливанием фикусов и писанием мемуаров о себе любимом, а разработкой своей теории преадаптации человека к происходящему антропологическому повороту и практическими приложениями этой теории. Он не сходящий со своего Пути мечтатель и реалист, я бы сказал, оптимистичный рыцарь печального образа, посвятивший себя психологии.

Я прошу «Золотую Психею» считать это поздравление официальным представлением его Александра Григорьевича к званию Патриарха российской психологии. Возьму на себя смелость предложить учредить звание Рыцаря Психологии и присвоить его в этом году Александру Григорьевичу. Знаком звания мог бы стать шлем Дон Кихота — надколотый медный тазик цирюльника с именем нового рыцаря на дне и надписями на полях: сверху — «Рыцарь Психологии», внизу — год. 

Желаю Александру Григорьевичу, чтобы жизнь была добра к нему, к его родным и близким, к делу, в которое он вкладывает себя, и хочу подарить ему своё стихотворение:

Александру Асмолову

Ну что, мой детский сон про чудо-соловья? Ну что, мой датский принц, где Дания твоя? Ну что, мой Дон-Кихот, мой Мотл, мой Колобок, где добрый знак душе, где сердцу уголок?

Сквозь серость облаков мерцает солнца плешь, и месит время грязь — хоть пей её, хоть ешь. Под сердцем плачет боль, как малое дитя, как было век назад, как будет век спустя.

Мечты твои зефир, дела твои табак. Пунктиром вдоль дорог то храм, а то кабак. Под сводом храма грех, по стенам храма мох, в саду земных утех садовником Молох,

на звоннице звонарь, а колокола нет, затрёпанный завет таит в себе навет, серебряный рассвет, кровавая заря. Недаром это круг не разомкнуть зазря, не разорвать оков и не разжать тисков.

Но песенки сверчков, но вспышки светлячков, но лёгкий топоток хрустальных башмачков, грибных дождей намёк и птичий пересвист, касание руки, бумаги чистый лист, и тишины хорал, и горизонта нить, и всем смертям назло простое счастье жить.

Александр Адамский также поздравил Александра Асмолова с Днем Рождения!

У моего друга и соратника Александра Асмолова – день рождения.

Через пару десятков лет в книгах и исследованиях, посвященных его жизни, научным открытиям и гражданским подвигам, будут приводить имена и цитаты его гонителей и хулителей, так же как сегодня мы знаем имена обвинителей и очернителей Сократа, Галилея, Сахарова. Анита, Мелета и Ликона помнят по платоновской «Апологии Сократа» только потому, что они были обвинителями Сократа. Эти малопочтенные граждане Афин обвинили философа. «Заявление подал и клятву принёс Мелет, сын Мелета из Питфа, против Сократа, сына Софроникса из Алопеки. Сократ повинен в том, что не чтит богов, которых чтит город, и вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество, а наказание за это – смерть». Судьба жалобщиков незавидна, но камнями их побили после смерти Сократа.

Судьба великих схожа не в высоких достижениях их мысли и деяний, а в борьбе мелких честолюбий их гонителей и очернителей, в безжалостных и скудоумных попытках мелких бесов унизить гения.

Так же как мы сегодня помним благодаря сочинению Б. Брехта «Жизнь Галилея» имя кардинала и великого инквизитора Роберто Беллармини и других кардиналов, изощренно обвинявших Галилео Галилея: «Я слышал, что этот господин Галилей перемещает человечество из центра вселенной куда-то на край. Следовательно, он, совершенно очевидно, враг человеческого рода. И как с таковым с ним и следует поступать. … И как могут быть люди настолько развращены, чтобы верить этим жалким рабам своих расчетных таблиц? Какое божье творение допустит это?»

Но Галилей у Брехта твердо стоит на своем: «Я верю в разум!» А уличные певцы, аналог современных телеграм-каналов и СМИ, отвечали: «Галилео Галилей – разрушитель Библии!»

О, эти великие разрушители предрассудков и созидатели нового, и их гневные обличители – кардиналы и уличные певцы – вечные спутники! Как вы похожи, агрессивные невежды, как одинаково презираемы и ничтожны в своей тупой ненависти!

Несть числа безликим и безымянным гонителям и хулителям Андрея Сахарова, есть только заголовки их писем: «Письмо 40 академиков АН СССР», «Правда», 29 августа 1973, «Письмо 33 действительных членов ВАСХНИЛ», «Известия», 31 августа 1973, «Письмо четырех Героев Социалистического Труда автозавода им. И.А. Лихачева», «Правда», 2 сентября 1973, «Письмо 12 членов Союза композиторов», «Правда», 3 сентября 1973, «Письмо 21 члена Академии художеств СССР», «Правда», 4 сентября 1973, «Письмо членов Академии педагогических наук СССР (23 чел.)», «Известия», 4 сентября 1973.

Я привел этот длинный, но далеко не полный список для того, чтобы сказать сегодняшним хулителям Асмолова: «Вы не первые. И от вас останется только список пасквилей и доносов, подтверждающий величие истинного героя». Величие и беззаветная преданность Александра Асмолова разуму и идеям гуманизма, его вера в человека и верность психологии определяют не только поступки ученого и гражданина, они дают надежду сотням тысяч людей на то, что разум возобладает и вера победит.

Я видел, как Асмолов принимал трудные решения в своей жизни: как становился чиновником в 1988 году – по приглашению Геннадия Ягодина пришел в Госкомитет по образованию, а потом с 1992 по 1998 работал в министерстве и ушел по своему желанию с поста первого замминистра. Как отчаянно пытался придать Российской академии образования научность и дискуссионность.

Но главное, что сделал Александр Асмолов в современном образовании, кроме психологической науки, – это его позиция в образовательной политике. Ему удалось почти невозможное – очеловечить безумную идею стандартизации школы. Ему удалось создать образовательные стандарты, которые не ограничивали свободу и творчество учителей и возможность развития ребенка, а задавали, как сказал бы Лев Выготский, «зону ближайшего развития» и школьника, и системы образования. И его битва за такие стандарты в противовес архаике и реакционности продолжается до сих пор.

Дорогой друг, это о тебе написал великий Пастернак:

«…Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца».

А я хочу вернуться к брехтовскому Галилею.

«…Несчастна та страна, у которой нет героев! 

Галилей. Нет! Несчастна та страна, которая нуждается в героях».