Федеральная программа дошкольного образования: пародия или реальность?
В преддверии общественного обсуждения проекта Федеральной программы дошкольного образования мнением о нём поделился один из ведущих экспертов в области дошкольного образования Александр Григорьевич Асмолов – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, директор Школы антропологии будущего Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, колумнист «Вестей образования».
– Вчера поздно вечером мне на глаза попался текст, который называется «Федеральная программа развития дошкольного образования России». Я не поверил своим глазам. Подобного рода федеральная программа не могла родиться в недрах Министерства просвещения России по очень многим причинам.
И первая из них заключается в том, что предложенная программа резко противоречит национальной государственной политике России, прежде всего политике формирования патриотизма в РФ. В ней патриотизм сведён к голым декларациям, находится только на вербальном уровне и сводится к частным разговорам о том, что такое Родина.
Мы знаем как профессионалы, что само по себе знание, когнитивные моменты не приводят к формированию ценностных установок развития личности, которые являются задачей процессов воспитания человека, готового к изменениям и пониманию мира. В этом смысле эта программа вступает в резкое противоречие с теми установками на развитие патриотизма, которые не раз демонстрировали Сергей Кравцов и его команда.
Второй риск этой программы заключается в том, что в ней единое образовательное пространство мыслится как гомогенное пространство, в котором не учитываются различия семей, детей и регионов. Мы неоднократно обсуждали с Сергеем Кравцовым тезис, что единство России – это единство разнообразия.
В подобном же виде программа не учитывает единство разнообразия и может привести к формированию сепаратистских, протестных установок в связи с тем, что она не учитывает прежде всего этнокультурные особенности различных наших республик и разных регионов России.
В программе приговаривается, что она написана с позиции культурно-исторической психологии. Могу как один из оставшихся профессионалов культурно-исторической психологии сказать – это неправда. Культурно-историческая психология всегда подчёркивала, что только базовое доверие ребёнка к миру, только общение как сквозной механизм развития деятельности ребёнка на разных этапах жизненного пути приводит к формированию личности ребёнка. Всё это выпадает из программы.
Программа чрезвычайно мелочна и перегружена литературой, мелкой регламентацией, и ни один воспитатель, ни один родитель не сможет усвоить такого количества литературы.
То, что говорилось в стандарте дошкольного образования, а именно опасность ошколивания, превращения дошколки в школу, в этой программе полностью воспроизведено. Я считаю, что это какая-то странная утечка, ибо Министерство просвещения России не могло вынести на обсуждение подобный непрофессиональный продукт, который идеологически расходится с государственными установками страны.