Новости

Номинация «Личность года в российской психологии»

03.06.2013·Национальный психологический конкурс «Золотая Психея»

Подведены итоги XIV Национального психологического конкурса «Золотая Психея». В номинации «Личность года в российской психологии» победил доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Асмолов. Кандидатура Александра Асмолова была предложена членами большого жюри В.П. Зинченок, В.А. Петровским и Л.Н. Собчик. 

Представление номинации

Асмолов Александр Григорьевич — доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Выдвигается членами Большого Жюри В.П. Зинченко, В.А. Петровским, Л.Н. Собчик.

Вклад А.Г. Асмолова в психологию общеизвестен и едва ли вызывает у членов Жюри сомнения. Существенно, что номинация конкурса – Личность – совпадает с главным предметом интересов и исследований выдвигаемого нами претендента. Это психология личности. Имеем сказать, что не столь уж часто случается в нашей научной практике, что именно личность изучает личность.

Личность – это синоним культуры, большой вклад в развитие которой А.Г. Асмолов внес в 2012 г. Он издал превосходную, в равной мере научную и страстную публицистическую книгу – «Оптика просвещения: социокультурные перспективы». Это своевременный луч в «сумерках просвещения», которые со времен В.В. Розанова слишком медленно развеиваются.

Обратим внимание, что поверх традиционных канонов оценки труда ученого, среди которых, естественно, первенствует «вклад в науку» (а в данном случае это бесспорно), есть еще одна, как говорят, «номинация»: вклад в культуру! Александр Асмолов – соучастник роста культуры, ее развития, он сам – ее «развиватель», человек культуры, личность в культуре.

Его культура – многоязычна. «Оптика просвещения» — это множество языков! Поэзия, проза, публицистика, философия, история, политика, культурология, этология, психология… Поиск общего языка, позволяющего представителям разных традиций и школ услышать друг друга. По счастью, тексты Александра Асмолова – не искусственный (безвкусный) академический язык, заранее упрощенный под будущий перевод на английский. Перед нами яркий, образный, ясный русский язык, наша родная речь, — речь тех из нас, для кого «личность» и «образование» — не звук пустой.

«Оптика просвещения» ¬¬– особое слово в культуре, и если верно, что слово – «плавильный тигль», то книга Асмолова – плавильный тигль новой культуры, новое слово в политике образования, символ культуры достоинства в противоположность пронизывающей российскую школу доктрине адаптации к миру. Плавильный тигль… Но ведь переплавка – трудная и опасная вещь! Нужно уметь выдерживать жар, находясь рядом, особенно, когда сам вовлечен в переплавку. Александр Асмолов доказывал, и не раз, что он на это способен! Он – сдюжит. Он не только пишет о неадаптивности, он являет собой то, о чем пишет (что, согласимся, бывает редко!). При этом ничего похожего на прожектерство. В отличие от людей, живущих «завтрашним днем» и упускающих настоящее во имя того, что будет упущено в будущем, Александр Асмолов всецело принадлежит настоящему, живет настоящим, вполне присутствует здесь и теперь. Не адаптируется, и не просто теоретизирует о «неадаптантах». Он – действует. Творит то, к чему, быть может, рано или поздно придется «адаптироваться» тем, у кого приспособление в крови. В его трудах – не «преадаптация к будущему» (поспорим с Асмоловым!), а предвоплощение будущего.

Опошленному в былые годы слову «просвещение» Александр Асмолов возвращает его истинный смысл. Он – не только ученый, не только теоретик и реформатор образования. Он принадлежит той когорте общественных деятелей, которые могут быть названы истинными Просветителями, что в условиях нынешней, увы, «местами», беспросветной, жизни, нам важно… Сколько мужества нужно иметь, чтобы, побеждая, и, мы надеемся, победив болезнь¬, – тяжелую, не приведи Господь никому! – защищать и отстаивать не только свою собственную индивидуальность, «себя любимого», но и индивидуальность самой психологии, – науки, в которую так влюблен!

Многие годы, наблюдая за А.Г. Асмоловым и сотрудничая с ним свидетельствуем, что для него характерен «беспредельный к беспредельности порыв» (Р. Фрост), что его порывы превращаются в жизненные и захватывающие читателя тексты. А.Г. Асмолов, несомненно, достойный претендент на участие в конкурсе.