Индивидумом рождаются, Личностью становятся, Индивидуальность отставивают.
  • Печать
  • Сохранить

Tags: Вопросы Психологии, 80-ые

Проблемы преподавания психологии для непсихологов


А.Г. АСМОЛОВ, Б.М. ВЕЛИЧКОВСКИЙ, Москва

 

24—25 января 1984 г. на факультете психологии МГУ состоялась организованная Научно-методическим советом по психологии Минвуза СССР конференция «Преподавание психологии на непсихологических факультетах университетов». В работе конференции приняли участие представители 52 высших учебных заведений всех союзных республик страны.

Конференцию открыл декан факультета психологии Московского университета, председатель Научно-методического совета по психологии А.А. Бодалев. Он сформулировал задачи психологов высшей школы в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС и положений вынесенного на всенародное обсуждение Проекта ЦК КПСС о школьной реформе. Центральной задачей является усиление связи психологии в целом и преподавания психологии в частности с потребностями сегодняшнего и завтрашнего дня. Решение задач фундаментальной и прикладной психологической подготовки выпускников высшей школы невозможно без качественного совершенствования учебных программ читаемых курсов. Как отметил А.А. Бодалев, значительная часть выпускников высшей школы имеет отношение к преподаванию или другим формам работы с людьми. Психология должна дать средства и методы улучшения этой работы.

В докладе «Перспективы совершенствования преподавания курса психологии для непсихологических специальностей университетов» декан факультета психологии ЛГУ А.А. Крылов подчеркнул значение психологии в качестве необходимого элемента современного научного мировоззрения. Преподавание психологии для непсихологов должно вестись в контексте соответствующих прикладных проблем, обеспечивая студентов знанием методов их решения. При этом сами курсы должны быть в первую очередь ориентированы на те виды деятельности, которыми будут заниматься выпускники высших учебных заведений. В докладе рассмотрены конкретные классификации видов деятельности, обсуждены их достоинства и недостатки. А.А. Крылов остановился также на проблемах психологической переподготовки лиц с высшим образованием.

Подробные сведения о специфике читаемых в университетах и других высших учебных заведениях курсов психологии для студентов непсихологических специальностей были представлены в докладе Ю.П. Лапе (Вильнюс). Зачастую специальные курсы социальной, педагогической, возрастной психологии читаются без всякой предварительной общепсихологической подготовки. Остро ощущается отсутствие учебников и учебных пособий университетского уровня.

К.Д. Шафранская (Ленинград) и Б.М. Величковский (Москва) поделились опытом преподавания психологии на гуманитарных и естественных факультетах университетов. Трудность состоит в специфике различных дисциплин и различных задач профессиональной подготовки специалиста в рамках одной дисциплины. Это говорит о необходимости создания достаточно гибкого курса психологии, отличающегося от традиционных курсов психологии для психологов. Во всех случаях психология должна выступать как передовая междисциплинарная наука, активно участвующая в решении актуальных практических задач.

О большом позитивном опыте преподавания психологии экономистам рассказал А.В. Филиппов (Москва). Объем курса психологии для студентов Института управления к настоящему времени достиг 108 ч. Большой популярностью среди экономистов пользуются практические занятия типа деловых игр. Укрепление позиций психологической науки в высшей школе требует, по мнению докладчика, решительного расширения тех разделов читаемых курсов, которые имеют отношение к проблемам воспитания, повышения эффективности, обучения, навыкам общения и управления людьми. Такая переориентация, несомненно, окажет и обратное плодотворное влияние на саму академическую психологию.

Большой интерес участников конференции вызвал разработанный на кафедре общей психологии факультета психологии Московского университета проект программы курса психологии для непсихологических факультетов университетов. Программой предусмотрено изучение проблем психологии личности, воспитания, развития и общения. Специальный раздел посвящен междисциплинарным связям психологической науки. С подробным сообщением о программе выступил В.В. Петухов (Москва).

В развернувшемся обсуждении приняли участие Г.А. Маградзе (Тбилиси), В.Н. Куликов (Иваново), О.Т. Кукосян (Краснодар), В. А. Кан-Калик (Грозный), К. Б. Жарикбаев (Алма-Ата), Л. Г. Ахтариева (Уфа), А.Г. Асмолов (Москва), П. Тулъвисте (Тарту) и другие. В центре дискуссии была проблема соотношения общих и специальных компонентов курса. В целом большинство выступавших признали необходимость построения курса на базе концептуального аппарата общей психологии. Было высказано много дополнительных предложений к проекту решения конференции, рассказано о ценном опыте работы. Так, в выступлении Г.Ш. Габдреевой (Казань) рассказывалось о работе психологической службы в Казанском университете им. В.И. Ленина.

А.А. Крылов подвел итоги выступлениям и огласил решения конференции, предполагающие, в частности, создание в ближайшие годы на базе разработанной программы учебника по психологии для непсихологических факультетов университете. Предусмотрены также мероприятия, направленные на расширение и углубление психолого-педагогической подготовки студентов непсихологических специальностей.



НАВЕРХ