Индивидумом рождаются, Личностью становятся, Индивидуальность отставивают.
  • Печать
  • Сохранить

Организация практической психологии образования


-службы, реализующей ценностную установку на поддержку индивидуального развития личности каждого ученика, и способствующей повышению социального статуса психологии в обществе.

            Проект создания практической психологии образования стартовал в 1988 году в период работы А.Г. Асмолова в качестве главного психолога Государственного Комитета по образованию СССР (период с 1988 по 1992 годы). Реализация этого проекта велась совместно с И.В. Дубровиной, Ю.М. Забродиным, В.А. Иванниковым, Н.Н. Малофеевым, А.М. Матюшкиным, А.И. Подольским, Е.С. Романовой, В.В. Рубцовым, А.А. Цыганок и Е.А. Ямбургом.

            Исторически практическая психология замысливалась как второе рождение педологии – междисциплинарной науки и практики о целостном развитии ребенка, раскрывающей посредством системы тестов индивидуально-возрастные особенности личности. Педология была репрессирована специальным постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 году. [Вскоре вслед за педологией в интеллектуальный ГУЛАГ последовали и другие науки об изменчивости человека и животных - психотехника, генетика, самим своим существованием представляющие угрозу обезличивающему тоталитарному государству, в том числе – безликой «строевой» педагогике интеллектуально-личностной дрессуры и муштры].

            В целях социальной реабилитации педологии в контексте развития практической психологии образования в 1999 году был создан особый научно-публицистический проект-издание литературного журнала «Педология. Новый век» /Главный редактор – А.Г. Асмолов; заместитель главного редактора – Ирина Умнова/.

            Будучи преемницей педологии практическая психология образования в период с 1988 по 1992 годы привела к рождению психологической службы образования России; превращению практической психологии образования в самостоятельную отрасль психологии; изменению социального статуса психологии в обществе; росту психологической культуры учительства; развитию системы психодиагностики, психопрофилактики, психокоррекции и психореабилитации, порождаемых запросами образования как социальной практики; появлению новой профессии – профессии практического психолога образования («педагога-психолога») как мастера по «неодинаковости» учащихся и проектированию развивающих программ образования, способствующих поддержке индивидуальных траекторий развития каждого ученика.

            В русле практической психологии образования были инициированы и осуществлены в период с 1988 по 1998 годы следующие проекты, стимулирующие переход от дисциплинарной модели унифицированного образования – к модели вариативного образования: социокультурная программа поиска и поддержки одаренных детей «Творческая одаренность»;  программа «Социально-психологическая поддержка и воспитание детей с аномалиями развития»;  программа поддержки и социальной реабилитации детей групп социального риска «Социальная служба помощи детям и молодежи»; социально-педагогическая программа «Дети Чернобыля», а также была начата разработка комплексной программы по профессиональной ориентации детей и подростков /А.Г. Асмолов, В.А. Иванников, А.П. Кузякин, Н.Н. Малофеев, А.М. Матюшкин, В.А. Петровский, Е.А. Ямбург/. Эти программы были частично опубликованы в сборнике материалов «Практическая психология – основа индивидуализации и дифференциации образования».-М., 1991 /редактор-составитель А.Г. Асмолов/.

            Проект «практическая психология образования» сыграл и продолжает играть существенную роль в модернизации образования России, переходе к развитию парадигмы развивающего смыслового образования, а также в разработке таких крупномасштабных и идеологических проектов как «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» [2001-2005гг] и проекте социокультурной модернизации образования  [2007-2011 гг и по настоящее время].

            Материалы, отражающие развитие проекта «Практическая психология образования» наиболее полно представлена в следующих публикациях:

Асмолов А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности //Вопросы психологии, 1992, № 1-2 (совместно с Г.А. Ягодиным);

Асмолов А.Г. Оптимистическая трагедия одаренного ребенка //Знание-сила, 1993, № 9;

Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта – к парадигме толерантности //Вопросы психологии, 2003, №4.

С более системной подборкой этих материалов можно также ознакомиться, обратившись к разделу «Мир образования» [в кн. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.-М., 1996],  и к приложениям в кн. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание человека.-М, 2007.  В публицистичной форме проект «Практическая психология образования» наиболее объемно представлен в цикле подготовленных совместно с Ириной Умновой журналов «Педология. Новый век» /2000-2005гг./



НАВЕРХ