Индивидумом рождаются, Личностью становятся, Индивидуальность отставивают.
  • Печать
  • Сохранить

Разработка системно-деятельностных принципов.


Разработка системно-деятельностных принципов как конкретно-научной методологии психологии в изучении развития психики, сознания, бессознательного и личности и проектировании социальной практики.

Понятие «системно-деятельностный подход» было введено в 1985 году в ходе сравнительного анализа принципов организации памяти в русле когнитивной психологии, основанной на компьютерной метафоре (образа человека как автомата по переработке информации), и культурно-деятельностной психологии (см. Асмолов А.Г.  Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. –М., 1985).

            За понятием «системно-деятельностный подход», во-первых, стоит попытка взаимодополнительности общенаучной методологии, представленной системным подходом к разным конкретным наукам и практикам (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин), и уровня конкретно-научной методологии в психологии, связанной с представлениями о категории «деятельность»  как объяснительном принципе психологической науки. Мотивами для введения понятия «системно-деятельностный подход» послужили классические труды А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» (1975) и Э.Г. Юдина «Системный подход и принцип деятельности» (1977), в которых «деятельность» выступает как «основание» таких систем как «психика», «сознание», «бессознательное» и «личность», порождаемых движением деятельности человека в природе и обществе; а также попытка снятия мнимой оппозиции между системным подходом и деятельностным подходом собственно внутри отечественной психологической науки, отчетливо звучавшей в методологических дискуссиях 70-90х годов ХХ века.

Во-вторых, системно-деятельностный подход предполагает при изучении любых феноменов психики и проектировании разных сфер социальной практики выделение в качестве методологических инструментов следующих планов анализа систем: мотивационный план анализа, связанный с ответами на вопрос «ради чего», ради каких «мотивов» происходит развитие того или иного феномена; интенционально-целевой план анализа, связанный с ответом на вопрос «на что», на какие «цели» направлены действия той или иной системы; операционально-технологический план анализа, связанный с ответом на вопрос «каким способом», посредством каких «операций», «технологий» достигаются мотивы и цели системы в тех или иных  условиях ее существования; ресурсно-энергетический план анализа, связанный с ответом на вопрос «за счет чего», каких источников, например, тех или иных психофизиологических ресурсов организма или материально-технических ресурсов общества, будут осуществлены те или иные «действия», «операции» или «технологии», обеспечивающие достижение мотивов и целей системы; и, наконец, «субъектный» план анализа, связанный с ответом на вопрос «кто» будет «агентом», заинтересованным в трансформациях, преобразованиях, изменениях той или иной  системы, например, «общества как системы», «образования как системы» или «личности как «системы»».

Таковы методологические инструменты, используемые в конкретно-научной методологии системно-деятельностного подхода в психологии и социальной практике /см., например, Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования //Вопросы психологии, 2007, № 4.

Плахова Л.М. Курс молодого бойца, или Азбука директора школы. В 4-х Выпусках. М., Просвещение, 2004-2008.



НАВЕРХ