Индивидумом рождаются, Личностью становятся, Индивидуальность отставивают.
  • Печать
  • Сохранить

Tags: личное

Юбилей Александра Григорьевича Асмолова


22 февраля юбилей директора по исследованиям развития человека НИУ ВШЭ Александра Григорьевича Асмолова.

От лица всего коллектива университета поздравляем с юбилеем и желаем долгих лет! Публикуем поздравительный адрес Исака Фрумина и Ярослава Кузьминова.

 

Воину света Александру Асмолову в честь 70-летия

Специалист по развитию личности. Мастер по неодинаковости. Человек, который поддерживает индивидуальность. Кто мог придумать такие исключительно точные характеристики, как не Александр Асмолов? Так он сказал о практических психологах образования — и эти же слова лучше всего характеризуют его самого. Сегодня Александр Григорьевич отмечает замечательный юбилей.

Выдающийся психолог и педагог, человек-эпоха — да, это всё о нём, но это не просто громкие слова. «Эпоха Асмолова» в психологии началась, когда он нашел своего учителя — великого Алексея Николаевича Леонтьева. «Эпоха Асмолова» в образовании началась в 1988 году, когда реформатор образования, тогдашний министр Геннадий Ягодин создал психологическую службу в советской еще школе — и тогда же Главным психологом Гособразования СССР стал Александр Асмолов. То, что последние тридцать лет наша школа учится видеть в ребенке, подростке — пусть с переменным успехом, но учится — не «винтик», не tabula rasa для вложения предметных знаний, а Личность, Индивидуальность — во многом заслуга именно Александра Григорьевича.

«Эпоха Асмолова» шире, чем эти тридцать лет. Она образует живую связь с лучшими достижениями нашей педагогики и психологии 20-х – 30-х годов (тогда же, в 1936-м, разрушенными и задушенными), с педологической школой, одной из сильнейших в мире, с «эпохой Выготского». «Я счастлив, что вернулись уникальные комплексные программы развития личности ребенка. Я возрождал, создавал службу практической психологии образования, для меня это призвание и миссия. Это работа всей моей жизни», — говорил сегодняшний юбиляр в недавнем интервью «Новой газете».

Александр Асмолов, единомышленники Асмолова, ученики Асмолова — это те люди, которые несли свет в российское образование, и сегодня, когда раздаются голоса, что-де не нужны психологи в школе, они продолжают этот свет отстаивать и хранить, выступая против «варваров, которые всегда борются с разнообразием», в данном случае самым важным — разнообразием личностей.

Хочется говорить об этом, и о том, что «воины света» остаются на боевом посту, а не только о достижениях, наградах и званиях, которых у юбиляра немало: Александр Асмолов — академик РАО, лауреат премии Правительства России, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека etc etc. Для нас очень важно, что он планирует создание в Вышке специального центра поддержки диалога и многообразия. Но главное, что Александр Григорьевич — наш соратник в том, чтобы образование ставило перед собой прежде всего — как он сам говорит — человековедческие задачи.

Будьте счастливы и здоровы, дорогой Александр Григорьевич.
 


Поздравление от научного руководителя Центра фундаментальной и консультативной персонологии Вадима Петровского.
 

Википедия не скупится, перечисля достижения и регалии юбиляра*. Можно продолжить этот ряд. Но каждый год прибавляет новое. Мы не станем соревноваться с Фейсбуком. Будем говорить о Личности юбиляра. Слово — одному из его друзей и коллег.

Александр Асмолов… Празднуем юбилей… Семьдесят...

 

Александр Асмолов
Александр Асмолов

Но ведь время жизни исчисляется не годами. А. Асмолов — человек сквозь время. Его творчество — объединительно. В нем — разные времена, разные пространства мысли и чувств: психология, биология, образовательная политика, поэзия, публицистика. Асмолову, в отличие от многих из нас, дано ощущать гражданственность науки, которой служит. Он, если вооружится известной метафорой, не «прораб духа», он — «движитель» мысли в ее участности, действенности, включенности в жизнь.

Асмолов, если вспомнить слова одного из наших философов, есть «республика субъектов». Он родился лидером в семье лидеров. Его выдающаяся семья, его прекрасные учителя, его — ровесникиразных возрастов (именно ровесники притом возрастов разных), его одаренные ученики (одаренные им самим как личностью, а не только мамами-папами), — всё это в нем живо, всё в движении, всё воплощается. Как там сказано у Аристотеля? — «Неподвижный источнник движения?» С Асмоловым — не проходит!  Он — само беспокойство, страстность, натиск, передающиеся тем, кто рядом.

Асмолов пристрастен. Не о нем ли, среди своих друзей, близкая ему по юности Белла, писала стихи о пристрастности? «Все остальное ждет нас впереди. Да будем мы к своим друзьям пристрастны! Да будем думать, что они прекрасны! Терять их страшно, бог не приведи!» Быть другом, и в этом смысле быть пристрастным, — это его дар бесценный, и каждый кто был близок ему в сложных ситуациях жизни мог бы сказать: «Асмолов сделал для меня всё, что мог». Асмолов пристрастен в отстаивании интересов близких ему людей, готовности жертвовать временем, деньгами, здоровьем, быть жестким и категоричным, если требуется. Он может быть «неудобен». Его находчивость и разящее остроумие беспощадны, если кто-то позволяет себе неосмотрительность в оценке его друзей.

Его наука — это его наука. Начиная с первых работ «От психофизики чистых ощущений к психофизике сенсорных задач» (совм. С М.Б. Михалевской) (1974 г.) и сейчас (в работах постнеклассического направления), Асмолов отстаивает проблему субъектности. Психоаналитики бы сказал: «Проекция» — и были бы, по своему, правы! Субъектность автора во всех работах (начиная с университетской курсовой Александра, написанной полвека назад) вполне отчетливо проступает, не оставляя равнодушными всех, как пристрастных, так и равнодушных.

Каждая книга Асмолова и многие его статьи — событие. Назову лишь несколько книг: «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996), учебник «Психология личности» (помню обсуждение книги, вопрос: «На какой платформе стоите?», ответ Асмолова: «Хватит стоять! Пора бы уже и поехать!»), «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии» (2002), «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (2012). Масштаб охватываемых тем огромен: от проблем эволюционной биологии до человека в поиске смысла. Особенно дороги мне его ранние книги: «Деятельность и установка» (1976), где была предпринта попытка соотнести теорию деятельности А.Н.Леонтьева и теорию установки Д.Н.Узнадзе (это был старт нашего сотрудничества с Асмоловым, посвященного  инерционным и надситуативным моментам движения деятельности), а также его самые последние работы, посвященные преадаптации к неопределенности (2017) и междисциплинарный проект «Mobilis in mobile: личность в эпоху перемен» (2018).

Личностное отторжение «адаптивности», как приспособления к социуму, в работах Асмолова состоялось вполне…

И в этом — особая ипостась его, как политика. Смелость — это то, что, может быть, первым, бросается в глаза. Каждодневный риск человека, живущего в наше время. Родные и близкие поражаются, но остановить не могут. Чиновничья орава, уповая на свой административный ресурс, в своей огульной критике человека, движущего время вперед, ничем не рискует (разве что — потерять достоинство, с которым и так неважно). СМИ неистовствует, но смириться Асмолову не дано. Он знает, на что идет. Индивидуальность свою отстаивает, позиции не сдает.

Асмолов рассказывал мне, как Геннадий Алексеевич Ягодин, возглавлявший тогда наш перестроечный Госкомитет образования, журил его (в шутку, конечно): «Ты у нас чиновник молодой, начинающий…». Это было время, когда Асмолов  стал работать в должности главного психолога этой организации. Асмолов так и остался — «начинающим»: начиная и проводя настоящие, а не фиктивные, реформы в образовании. Он не врос в кресло чиновника, он сразу из него вырос. Роль чиновника-функционера была ему тесна. И сейчас, как в те далекие годы, он продолжает борьбу с чинократией. Сегодня он член Совета по развитию гражданского общества и правам человека, и этот высокий статус, думаю, как раз по нему.

По итогам XIV Национального психологического конкурса «Золотая Психея» (2013) Асмолов стал победителем в номинации «Личность года в российской психологии». Вот строки из представления на конкурс, подготовленного членами большого жюри Владимиром Петровичем Зинченко, Людмилой Николаевной Собчик и мной: «Асмолов не только пишет о неадаптивности, он являет собой то, о чем пишет (что, согласимся, бывает редко!). При этом ничего похожего на прожектерство. В отличие от людей, живущих «завтрашним днем» и  упускающих настоящее во имя того, что будет упущено в будущем, Александр Асмолов всецело принадлежит настоящему, живет настоящим, вполне присутствует здесь и теперь. Не адаптируется и не просто теоретизирует о «неадаптантах». Он — действует. Творит то, к чему, быть может, рано или поздно придется «адаптироваться» тем, у кого приспособление в крови. В его трудах — не «преадаптация к будущему» (поспорим с Асмоловым!), а предвоплощение будущего».

Асмолов поднимается «над» адаптацией. Он сам никогда ни для кого не превратится в образец, потому что он — единственный. Такой, как есть. Человек своего времени, — времени перемен.

  •  
  •  
  •  
  •  
Источник
https://www.hse.ru/our/news/life/244542138.html

НАВЕРХ