Психология личности
Проект осуществлялся с 1979 года и продолжает осуществляться по настоящее время — второе десятилетие ХХI века.
Точками кристаллизации этого проекта стали доклад, статья и дискуссия на методологическом семинаре Общества психологов СССР в 1982 году /см. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности //Вопросы психологии, 1983, №3/, учебные пособия «Личность как предмет психологического исследования» /1984/ и «Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе» /1986/;
Издание в 1990 году учебника «Психология личности: принципы общепсихологического анализа». Данный учебник был рекомендован для студентов, обучающихся по специальности «Психология» Государственным Комитетом СССР по образованию в 1990 году. Рецензенты данного учебника – профессора Блюма Вульфовна Зейгарник, Борис Сергеевич Братусь и Игорь Семенович Кон. С опорой на учебник «Психология личности» в период с 1990 года по настоящее время разработаны стандарт и программа классического университетского образования «Психология личности». Данный учебник выдержал четыре издания /1990, 2001, 2007, 2010/. В переработанном и дополненном виде он вышел в 2007 году под названием «Психология личности: культурно-историческое понимание человека». В контексте проекта, посвященного выделению психологии личности как самостоятельного направления психологической науки, в системе Высшей аттестационной комиссии РФ выделена специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии.
В 1997 году на факультете психологии МГУ организована первая в России кафедра психологии личности и специализация «психология личности» [см. об этом А.Г. Асмолов . Кафедра психологии личности / Психология в Московском университете 1755-2005/М., 2006]. Организация кафедры психологии личности стала стимулом для организации подобных кафедр в ряде других университетов страны, прежде всего в работающих в содружестве с МГУ кафедр психологии личности в Томском государственном университете /Э.В. Галажинский/ и Ростовском государственном университете /П.Н. Ермаков/.
В период с 2007 года в цикле исследований по проблемам толерантности, психологии альтруизма, психологии смысла, психологии переживания, психологии воли, экзистенциальной психологии, смыслового психоанализа, позитивной психологии, персонологии все более рельефно выступает перспектива междисциплинарных исследований психологии личности на границах с культурной антропологией, понимающей феноменологической социологией, историей ментальности и семиотикой культуры /А.Г. Асмолов, А.И. Айламазьян, Ф.Е. Василюк, М.С. Гусельцева, В.А. Иванников, О.А. Карабанова, С.В. Кривцова, Д.А. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, Е.Е. Насиновская, А.В. Рассохин, Г.В. Солдатова, Е.Ю. Патяева, В.А. Петровский и др./. Проект «Психология личности» также выступает методологическим ориентиром в социальных практиках политики и образования.
/см. также: Асмолов А.Г., Петровский А.В. Личность //Российская педагогическая энциклопедия: в 2 Т., Гл. ред. В.В. Давыдов, — М., Большая Российская энциклопедия, Т.1., 1993, С.522-524.
Асмолов А.Г. Личность //Новая философская энциклопедия: в 4-х т, т. II. –М., «Мысль», 2001, С.401-404.