Эльконин Даниил Борисович

Классик современной психологии, мастер психологии развития, создатель оригинальной теории детской игры, автор разработанной совместно с В.В. Давыдовым концепции развивающего обучения. Общение с Даниилом Борисовичем Элькониным как с могучим человеком, который вызывал у меня ассоциации со львом- царем зверей, навсегда запечатлелось в моей памяти и в моей душе. Именно благодаря Д.Б. Эльконину произошла резкая рефлексия школы Л.С. Выготского как школы неклассической психологии.

Его замечания всегда были ироничны, метки и порой беспощадны. С грустью вспоминаю его критику в адрес концепции «личностных вкладов» моего друга В.А. Петровского: «Это только в наше авторитарное советское время может возникнуть концепция, в которой человек приходит в мир только для того, чтобы «наследить» (оставить «след») в другом человеке».

В последние годы я постоянно обращаюсь к дневниковым записям Д.Б. Эльконина, в которых наиболее обнаженно и ярко представлена почти на уровне внутренней речи через диалоги с А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем и П.Я. Гальпериным его «работа на смысл» в психологии, широта и человечность его творчества. Без преувеличения можно сказать, что без работ Д.Б. Эльконина немыслимы ни развитие практической психологии образования, ни переход от парадигмы «дрессурного образования, усвоения знаний, умений и навыков» — к парадигме «вариативного развивающего смыслового образования» /см. Асмолов А.Г. Вперед к Д.Б. Эльконину: неклассическая психология будущего//Вопросы психологии, 2004, № 1/.