Антропологический поворот: восхождение к сложности
Аннотация
Работа имеет не только методологический, но и аксиологический характер, поскольку глубинная мотивация авторов заключается, прежде всего, в само́й постановке задачи антропологического поворота как особой конструктивистской миссии трансдисциплинарного познания человека. Обосновывается, почему точкой опоры для свершения антропологического поворота может служить исследование феномена сложности. С позиций историко-эволюционного подхода к анализу живых систем и с привлечением эмпирического и аналитического материала из различных областей науки показано, что «простота» присуща системам, ориентированным на неизменность и консервативность, а «сложность» характеризует структуры, способные трансформироваться. Фокусируется внимание на том, что в сложных системах между детерминизмом и непредсказуемостью не существует несовместимости; более того, статус сложности система приобретает именно тогда, когда непредсказуемость «вплетена» в ее устройство, отвечающее законам порядка. Рассматриваются границы предсказуемости-непредсказуемости сложных систем и возможности алгоритмизации непредсказуемости. Обосновывается, что неалгоритмизируемая непредсказуемость сложной системы обеспечивается наличием в ее составе избыточных элементов. Выделяются две формы избыточности, имеющие существенно разную направленность: специализированная и универсальная. Специализированная избыточность представлена в виде копий специализированных структур, когда один и тот же образец имеет то или иное количество дублеров. Она является «запасом на крайний случай». Функция такого запаса состоит в увеличении устойчивости уже существующего порядка при соблюдении принципа «незаменимых нет». Универсальная избыточность, обладающая свободными валентностями, обеспечивает такой мультипотенциал сложных систем, как способность к неповторимым трансформациям. Принципом универсальной избыточности является «уникальность каждого». Акцентируется внимание на том, что именно универсальная избыточность как ресурс способности к саморазвитию сложных систем позволяет обосновать происходящий в разных науках и практиках переход к пониманию человека как субъекта выбора, а также сдвиг от исследований «человека одномерного» к исследованиям «человека
многомерного».
Цитировать
Человек как открытая целостность: Монография / Отв. ред. Л. П. Киященко, Т. А. Сидорова. – Новосибирск: Академиздат, 2022. – с. 420
Теги