Публикации

Путь человека: встречи на 19-м Санкт-Петербургском саммите психологов

2025·Психологическая газета

Первый день 19-го Санкт-Петербургского саммита психологов был наполнен обсуждением законодательного регулирования работы психологов, а также двумя пленарными дискуссиями: «Посттравматический рост: миф или реальность» и «Путь Человека: услышать будущего зов».

Также в первый день Саммита состоялась торжественная церемония награждения победителей и лауреатов XXVI Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2024 года.

За следующие три дня Саммита психологов состоялось более 100 мероприятий: мастер-классов и лекций, а также прошли научно-практические конференции «Перинатальная психология в России: развитие и перспективы» и «Проблемы и достижения современной психологии», в которой участвовали финалисты XXVI Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2024 года, члены Большого жюри и Экспертного совета Конкурса.

В комментариях «Психологическую газету» просят опубликовать резолюцию Саммита психологов. Отвечает главный редактор Анна Сергеевна Губанова: «Нет, коллеги, не будет ни резолюций, ни воззваний, ни лозунгов. Тематика Саммита охватывает все сферы применения психологии: образование, здравоохранение, социальную сферу, бизнес. Психологическая практика настолько многогранна, что вместить её на одну страницу или привести к общему знаменателю просто невозможно — и не нужно! Саммит проводится для другого — для реального обмена опытом и взаимного обогащения идеями, для совместного творчества единомышленников и подлинного диалога оппонентов. Это и есть Саммит — Встреча на высшем уровне».

Александр Григорьевич Асмолов, доктор психологических наук, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Школы антропологии будущего РАНХиГС при Президенте РФ, научный руководитель Академии потенциала человека СберУниверситета, научный руководитель Московского института психоанализа, провел интерактивную лекцию «Психология достоинства. Может ли психолог изменить мир?».

«Эволюция культуры идет от культуры полезности, унификации, обезличивания к культуре, где главная ценность — индивидуальность каждого», — отметил А.Г. Асмолов.

«Сегодняшний неуспех — открытие новых возможностей. Не приговаривайте себя к финализму!» — подчеркнул Александр Григорьевич.

«Колыбель достоинства — выбор. Главная единица развития личности — не воздействие на людей, а содействие — себе самому и другим», — пояснил А.Г. Асмолов, призывая при этом слушателей быть осторожнее в саморазвитии во времена, когда психология стала модой, и «психологический фастфуд заполонил психологию».

Также с участием А.Г. АсмоловаА.В. ПрохоровойЮ.Е. ЗайцевойТ.А. НестикаВ.В. ГутаЕ.А. Петровой состоялся круглый стол «Адаптивный интеллект: от выживания к развитию», который провел Евгений Леонидович Доценко, профессор, доктор психологических наук, профессор Тюменского государственного университета, руководитель научных программ Института адаптивного интеллекта.

Адаптивный интеллект — это вид практического интеллекта, порождающий позитивно признаваемые обществом изобретательность, находчивость / смекалку и умения, проявленные индивидом или группой при решении жизненно острых задач.

Участникам круглого стола были предложены следующие направления для обсуждения:

  1. определение адаптивного интеллекта;
  2. «работа» адаптивного интеллекта — нарративное объяснение;
  3. практическое применение идеи адаптивного интеллекта (литературно-психологический бриколаж).

Подробнее о круглом столе — в материале Е.Л. Доценко.

Тимофей Александрович Нестик, доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор РАН, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, сотрудник Центра социальных и психологических исследований Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС, провел форсайт-сессию «Какие компетенции нужны психологу в ближайшие 10 лет?».

«Форсайт — это способ повысить нашу толерантность к неопределенности, способ сделать нас более готовыми отвечать на разные сценарии развития событий, менять эти сценарии. Психологическая составляющая все больше и больше осознается идеологами этого подхода», — отметил Т.А. Нестик.

«Обычно мы оцениваем свое будущее позитивнее, чем будущее коллективное. Но когда мы сталкиваемся с конкретной угрозой, рисками, такими как военные конфликты, пандемия, угрозы для нашей организации, для нашей профессии, асимметрия переворачивается, мы управляем неопределенностью собственного будущего через более высокие оценки коллективного будущего. С этим связаны и многие когнитивные искажения, которые возникают при конструировании будущего. И они ярко проявляются во время форсайт-сессий», — рассказал Т.А. Нестик.

Мастер-класс «О пространстве практической социальной психологии. Приглашение к размышлению» провел Тахир Юсупович Базаров, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Московской школы практической психологии при Московском институте психоанализа.

Т.Ю. Базаров представил «пространство практической психологии» в виде таблицы из 9 квадратов, созданных на пересечении трёх объектов (субъектов с точки зрения активности и ответственности): личность, группа и организация, и трёх обобщенных направлений деятельности, которые очерчивают специфику практической психологии: диагностика и исследование, развитие и обучение, сопровождение и консультирование.

Мастер-класс «Властелин времени. Управление временной перспективой в совладании с трудными жизненными ситуациями» провела Вероника Валерьевна Нуркова, доктор психологических наук, профессор РАН, заведующая лабораторией психологии личности Института психологии РАН, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

«В результате культурной эволюции в психике человека сформировался комплекс когнитивных механизмов «настройки» субъективного времени для оптимистичного целеполагания, настойчивости в реализации авторского сценария жизни и преодоления трудностей. Исследования показывают, что мы можем не только познавать закономерности автоматической регуляции субъективного времени личности, но и занимать по отношению к ним активную позицию», — рассказала В.В. Нуркова. Участникам мастер-класса было предложено освоить несколько научно обоснованных приемов оптимизации индивидуальной временной перспективы.

Интерактивную лекцию «Психология повседневности. Сохранение целостности личности и способ совладания с изменчивостью и неопределенностью» провела Татьяна Давидовна Марцинковская, профессор, доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии подростка Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (ПИ РАО).

Т.Д. Марцинковская рассказала о роли повседневности в поддержании эмоционального благополучия и динамической целостности личности в сложном, изменчивом и неопределенном мире. Психология повседневности раскрывает, каким образом повседневная жизнь помогает справиться с нарастанием прекарности и тревожности, как возвратить, переконструировав, людям целостный образ себя в меняющемся мире.

Мастер-класс «Консилиум-терапия в логотерапии» провели Светлана Владимировна Штукарева, руководитель Высшей школы логотерапии Московского института психоанализа, член Совета Института Виктора Франкла, и Екатерина Геннадиевна Вульфсон, руководитель программы «Логотерапия и экзистенциальный анализ в Санкт-Петербурге», преподаватель СПбГУ. Велась открытая трансляция.

Артлоготерапевтическую мастерскую «Жизнь без сожалений» провела Татьяна Анатольевна Попова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (ПИ РАО), доцент кафедры психотерапии качества жизни, научный руководитель магистратуры «Арт-терапия в психологическом консультировании и развитии личности» Московского института психоанализа.

Елена Васильевна Сидоренко, кандидат психологических наук, доцент СПбГУ (1991–2019 гг.), преподаватель ДГПХ СПбГУ с 2019 г., бизнес-тренер, коуч первых лиц компаний, провела мастер-класс «Эмоциональный интеллект и технологии лидерского поведения».

Участники мастер-класса ознакомились с некоторыми видами практик, направленных на определение собственных возможностей в пробуждении «рефлекса ведения» и «рефлекса следования», на освоение психологических механизмов харизматического притяжения и развитие возможностей психологического влияния.

Мастер-класс «Современное образование взрослых: креативные технологии и самонаправленное обучение» провела Елена Николаевна Морозова, заведующая кафедрой конструирования и проведения бизнес-тренингов, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Методическая подготовка бизнес–тренеров» Института практической психологии «Иматон», специалист в области психологии развития взрослых (Leadership Maturity Framework & MAP), бизнес-тренер, фасилитатор. Велась открытая трансляция.

Лекцию-презентацию «Деформация исторической памяти как инструмент манипуляций Запада в геополитике» представила Ольга Сергеевна Дейнека, профессор, доктор психологических наук, заведующая кафедрой политической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Велась открытая трансляция.

Отдельный блок встреч был посвящен работе с участниками СВО и членами их семей.

Мастер-класс «Будущее как источник личностных ресурсов в ситуации переживания травматического стресса» провела Ольга Игоревна Шех, заведующая кафедрой психотерапии травмы и кризисных состояний, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Психотерапия травмы: ресурсная интегративная модель» Института практической психологии «Иматон».

Мастер-класс «Социально-психологическая поддержка семей участников СВО. Сила и слабость психологии (по материалам проекта «СВОя сила»)» провела Гули Тахировна Базарова, кандидат психологических наук, директор Московской школы практической психологии при Московском институте психоанализа.

Мастер-класс «Психодрама ПТСР: на пути к посттравматическому росту» провел Владимир Юрьевич Слабинский, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой клинико-психологического консультирования, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Психологическое консультирование: клинический подход» Института «Иматон», президент Международной ассоциации «Позитивная динамическая психотерапия», вице-президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

Ольга Викторовна Коротина, научный сотрудник отдела психотерапии и медицинской реабилитации в амбулаторных и стационарных условиях Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России, медицинский психолог высшей квалификационной категории, когнитивно-поведенческий терапевт, руководитель программы по работе с кризисными состояниями, провела мастер-класс «Социальная дезадаптация комбатантов вне зоны боевых действий. Техники психологической коррекции».

Мастер-класс «Системный подход в психологической работе с участниками СВО и членами их семей» провели Ирина Николаевна Карпова, военный психолог, заместитель руководителя Липецкой региональной общественной организации спортивно-патриотического воспитания и подготовки граждан «Альфа» и военно-спортивного клуба «Альфа» имени Лоськова О.В. при поддержке Международной ассоциации ветеранов спецподразделения антитеррора «Альфа», и Сергей Владимирович Александров, заместитель председателя Липецкой региональной Общественной организации спортивно-патриотического воспитания и подготовки граждан «Альфа», руководитель военно-спортивного клуба «Альфа» имени Лоськова О.В. при поддержке Международной ассоциации ветеранов спецподразделения антитеррора «Альфа», ветеран боевых действий.

Мастер-класс «Особенности онтогенеза поведенческой регуляции как факторы развития ПТСР и суицидального поведения» провел Владимир Михайлович Петрукович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры военной психофизиологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, соавтор методики экспресс-диагностики и профилактики суицидального риска «Сигнал» (в соавторстве с М.В. Зотовым).

Мастер-класс «Психологическая помощь людям, пострадавшим в ходе СВО. Опыт курского психолога» провела Ирина Казимировна Кудло, психолог-консультант, руководитель психологической службы Курской региональной общественной общеобразовательной организации «Диалог», член команды по реализации проектов Фонда президентских грантов РФ.

Мастер-класс «“Спокойствие притягивает силу”. Практика работы с членами семей участников СВО, а также с детьми и взрослыми», пострадавшими от военных действий» провела Ирина Михайловна Узянова, психолог-консультант, специалист в области кризисной помощи с опытом работы более 22 лет, преподаватель Института практической психологии «Иматон», соучредитель психологического центра «Унисон» (г. Белгород).

Мастер-класс «Семья комбатанта: радости и печали» провела Людмила Владимировна Пирогова, военный психолог, автор и ведущая курса по психологической работе с комбатантами, преподаватель Международного института процесс-ориентированной психологии и психотравматологии.

Семейным отношениям была посвящена интерактивная лекция «Уникальность ситуации молодой российской семьи в контексте межпоколенных процессов и особенностей настоящего времени», которую провела Екатерина Юрьевна Уголева, заведующая кафедрой семейного консультирования и психотерапии, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Семейное психологическое консультирование: системный подход» Института практической психологии «Иматон», директор Центра семейного консультирования.

Мастер-класс «Современные семейные истории: психологический взгляд. Особенности индивидуального системного консультирования с использованием фигур» провел Александр Николаевич Рязанцев, психолог-консультант, дипломированный специалист в области гештальт-терапии, системно-феноменологического подхода, кризисной психологической помощи, автор метода «Психология системных феноменов» и методики «Семья: фигуры и чувства. Адаптация метода Б. Хеллингера для индивидуальной терапии» (выпускается Компанией «Иматон»).

Мастер-класс «Проективная методика “Рыбы как люди, водоем как жизненное пространство”. Метафорическое исследование и трансформация семейного и социального окружения» провела Людмила Дмитриевна Лебедева, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе АНО ДПО «Академия искусств Игоря Бурганова», аккредитованный специалист и консультант в области психологической и психотерапевтической деятельности в методе «Арт-терапия».

Игорь Викторович Вачков, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии Московского института психоанализа, главный редактор международного электронного журнала «Клиническая и специальная психология», провел мастер-класс «Метафора как инструмент психолога».

И.В. Вачков рассказал об особенностях метафоры, связанных с ее способностью переноса свойств одних предметов на другие, и о ее значении в нашей жизни. Игорь Викторович продемонстрировал авторскую технологию психологической работы с метафорой.

Ирина Джолдошбековна Кочербаева, заведующая кафедрой психотерапии, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Психологическое консультирование: теория и практика» Института практической психологии «Иматон», доцент кафедры «Прикладная психология» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, врач-психотерапевт, семейный психолог, провела мастер-класс «Феномен отложенной жизни: приемы и методы работы в интегративном подходе».

Мастер-класс «Жизнь в сложном мире: ресурсы творческого приспособления в гештальт-терапии»провела Наталья Владимировна Староборова, заведующая кафедрой гештальт-консультирования, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Психологическое консультирование: гештальт-подход» Института практической психологии «Иматон», клинический психолог, гештальт-терапевт, тренер и аккредитованный супервизор Европейской ассоциации гештальт-терапии (EAGT).

О семейных отношениях в контексте родительства на мастер-классе «Сохранение супружества в стремлении реализоваться в родительстве» говорила Елена Викторовна Иоффе, доцент, кандидат психологических наук, семейный психолог, клинический психолог, сексолог, обладатель сертификата EuroPsy, доцент кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, преподаватель Института практической психологии «Иматон».

Мастер-класс состоялся в рамках научно-практической конференции «Перинатальная психология в России: развитие и перспективы», спикерами на которой выступили: Галина Григорьевна ФилипповаТатьяна Данииловна БоязитоваВарвара Олеговна АникинаЕлена Павловна БертоваАнна Александровна СемененкоСветлана Станиславовна СавенышеваИрина Владимировна ГрандилевскаяЕлена Юрьевна ПечниковаЕкатерина Сергеевна БарскаяЮлия Владимировна ЗаманаеваДмитрий Александрович Хинин.

Топ-лекторий «Современные вызовы в перинатальной психологии» провели Игорь Валериевич Добряков, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой перинатальной психологии Института практической психологии «Иматон», научный консультант программы дополнительного профессионального образования «Клиническая перинатальная психология и психотерапия» Института практической психологии «Иматон», руководитель секции перинатальной психологии Санкт-Петербургского психологического общества, и Мария Евгеньевна Блох, кандидат медицинских наук, врач-психиатр, врач-психотерапевт НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта, перинатальный психолог, сексолог, соруководитель программы дополнительного профессионального образования «Клиническая перинатальная психология, психопатология, психотерапия» Института практической психологии «Иматон».

Особым вниманием слушателей пользовалось направление детской и подростковой психологии.

Людмила Аполлоновна Ясюкова, кандидат психологических наук, преподаватель Института практической психологии «Иматон», эксперт в области психологической диагностики и профилактики школьной неуспеваемости, автор технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе с 1 по 11 класс (выпускается Компанией «Иматон»), провела мастер-класс «Будущее как интеллектуальное прогнозирование. Роль понятийного мышления в адаптации и выстраивании будущего».

Мастер-класс «“Селфхарм”. Укроти свою тревогу!» провела Елена Евгеньевна Алексеева, кандидат психологических наук, доцент, детский и семейный практический психолог, преподаватель Института практической психологии «Иматон», член Ассоциации экспертов по оценке вреда информации. Велась открытая трансляция.

Мастер-класс «Методика «Домики». Цветовая диагностика эмоциональной сферы детей и взрослых» провела Ольга Александровна Орехова, кандидат психологических наук, доцент, преподаватель Института практической психологии «Иматон», специалист по детской психологии, автор методики диагностики эмоциональной сферы ребенка «Домики» (производится Компанией «Иматон»).

Об использовании аппаратурной методики «Арка» в работе с подростковыми группами на мастер-классе рассказала Маргарита Игоревна Логвинова, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии Курского государственного университета. Участники встречи узнали приемы, позволяющие диагностировать проявления лидерства среди подростков, исследовать особенности групповой мотивации и внутригруппового взаимодействия, корректировать и формировать взаимодействие членов подростковых групп.

Мастер-класс «Секрет долголетия и здоровья наших детей в поведении генов» в онлайн-формате провела Елена Ивановна Николаева, доктор биологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, преподаватель Института практической психологии «Иматон».

Мастер-класс «Зависимости у детей и подростков: причины, диагностика, коррекция» провела Ольга Александровна Ильяшенко, психолог-консультант, психоаналитик, преподаватель Института практической психологии «Иматон».

Мастер-класс «Отношения матери и дочери в фокусе психологического консультирования девочек-подростков» провела Елена Викторовна Петш, психолог-консультант, детский и подростковый психотерапевт, семейный консультант, супервизор, преподаватель Института практической психологии «Иматон».

Мастер-класс «Т-игра “Богатство моих земель”. Формирование, развитие и укрепление эмоционального интеллекта (6+)» провела Татьяна Михайловна Грабенко, кандидат педагогических наук, доцент, одна из авторов метода «Сказочная песочная терапия», специалист в области сказкотерапии, песочной терапии, игротерапии, психолог-консультант, руководитель Центра обучения креативным технологиям и методам гуманизации образования, преподаватель Института практической психологии «Иматон». Велась открытая трансляция.

Мастер-класс «Технологии развития эмоционального интеллекта у детей» провели Ольга Николаевна Никитина, супервизор, ведущий специалист, член Совета и руководитель секции рисования песком Sand-Art Ассоциации песочной терапии, преподаватель Института практической психологии «Иматон», педагог-психолог высшей квалификационной категории, и Дарья Александровна Якимайнен, педагог-психолог ГБДОУ Детский сад №76 комбинированного вида Невского района г. Санкт-Петербурга.

Ведущие мастер-класса рассказали об особенностях применения в работе с детьми песочного рисования (Sand-Art), технологии рисования на воде «эбру» и об использовании методики «Истории о чувствах».

Исследовательский практикум «Прекрасное-опасное детство нашей эпохи» провела Елизавета Леонидовна Глибина, психолог, дипломированный арт-терапевт, специалист Ресурсно-методического центра Благотворительного фонда «Дорога к дому», педагог-психолог Центра «Наши дети», преподаватель Института практической психологии «Иматон», преподаватель Школы приёмных родителей.

Мастер-класс «Социальные роли в транзактном анализе» провела Людмила Юрьевна Шёхолм, психолог-психоаналитик, сертифицированный транзактный аналитик в области психотерапии (СТА–Р), преподаватель и супервизор, работающий под супервизию (PTSTA–P), преподаватель Института практической психологии «Иматон». Велась открытая трансляция.

Мастер-класс «Примирительное консультирование и медиация как универсальная компетенция психолога в конфликтном мире» провела Нина Михайловна Лаврова, заведующая кафедрой медиации и разрешения конфликтов, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Профессиональная медиация: подготовка специалистов по урегулированию конфликтов и проведению примирительных процедур» Института практической психологии «Иматон».

Мастер-класс «Телесно-ориентированная работа с образами: открываем ресурсы личности»провел Святослав Анатольевич Шех, заведующий кафедрой и руководитель программы дополнительного профессионального образования «Телесно-ориентированная терапия: системный подход» Института практической психологии «Иматон», исполнительный директор, супервизор, эксперт Гильдии психологов, психотерапевтов и тренеров имени профессора В.А. Ананьева, клинический психолог, психоаналитик.

Мастер-класс «Посттравматический рост у человека, переживающего предутрату в ситуации болезни» провела Маргарита Валерьевна Вагайцева, кандидат психологических наук, медицинский психолог Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н.Н. Петрова Минздрава РФ и Хосписа №1, доцент кафедры психологии Национального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова Минздрава РФ, председатель Ассоциации онкопсихологов Северо-Западного региона.

М.В. Вагайцева рассказала о тактике психологической интервенции, направленной на раскрытие потенциала посттравматического роста человека в ситуации онкологического заболевания.

Мастер-класс «Психологические факторы здоровья, активного долголетия и профилактики психосоматических заболеваний» провел Юрий Викторович Щербатых, доктор биологических наук, психофизиолог, профессор кафедры психологии Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического университета, член-корреспондент МАПН, ведущий российский специалист по нейтрализации стрессов.

Ю.В. Щербатых рассказал о современных взглядах медицины и психологии на механизмы психосоматики, о влиянии психических процессов на здоровье и психологической саморегуляции процессов вегетативной нервной системы.

Мастер-класс «Искусство отдыхать» провели Наталия Юрьевна Оганесян, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой танцевальной терапии и руководитель программы дополнительного профессионального образования «Танцевальная терапия: теория и практика» Института практической психологии «Иматон», клинический психолог, специалист в области танцевально-двигательной терапии Санкт-Петербургской городской психиатрической больницы №6, председатель Санкт-Петербургской ассоциации танцевально-двигательной терапии, Елизавета Александровна Вацкель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии факультета последипломного образования Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова, Светлана Леонидовна Кирсанова, психолог, танцевальный терапевт психиатрической больницы святого Николая Чудотворца, Дарья Владимировна Ричевуто, танцевально-двигательный терапевт Санкт-Петербургской школы, преподаватель программы дополнительного профессионального образования «Танцевальная терапия: теория и практика» Института «Иматон», Юлия Игоревна Смольная, психолог, дипломированный танцевально-двигательный терапевт, режиссер и исполнитель иммерсивного танцевально-психологического спектакля «Танцетерапия».

Мастерскую терапии искусствами «Скажи пути “Да!” О роли выбора, намерения, воли и усилия в созидательной выразительной деятельности» провела Алёна Валентиновна Буренкова, доцент, кандидат психологических наук, терапевт экспрессивными искусствами, танцевально-двигательный психотерапевт, сертифицированный специалист в области танце-, драма-, музыко-, арт- и куклотерапии, руководитель отделения танцевально-двигательной психотерапии и руководитель программы профессиональной переподготовки «Мультимодальная терапия творчеством» Института практической психологии и психоанализа, преподаватель Института практической психологии «Иматон».

Мастер-класс «Моя женская сила. Методы арт-терапии в раскрытии ресурсов женственности»провела Инна Алексеевна Зезюлинская, психотерапевт единого Европейского реестра психотерапевтов, арт-терапевт, медиатор, член профессионального Союза художников России, руководитель Крымского регионального отделения ОППЛ, преподаватель Института практической психологии «Иматон».

Завершился 19-й Санкт-Петербургский саммит психологов неформальной встречей, к которой смогли присоединиться даже онлайн-участники. Директор Института практической психологии «Иматон» Ольга Ивановна Муляр, директор научно-производственного предприятия «Иматон». Профессиональный психологический инструментарий» Александр Валерьевич Карпов, главный редактор профессионального интернет-издания «Психологическая газета» Анна Сергеевна Губановаи председатель Оргкомитета 19-го Санкт-Петербургского Саммита психологов Петр Аркадьевич Балунов поблагодарили собравшихся за интерес к Саммиту и обмену опытом, а участники поделились эмоциями и впечатлениями.

Организаторам Саммита были вручены благодарственные письма за оказание информационной и психологической поддержки российским военнослужащим и помощь в социально-психологической адаптации участникам СВО и членам их семей от ДОСААФ России по Липецкой области и от Ассоциации ветеранов СВО по Липецкой области.

Опубликованы фотографии всех дней Саммита — фотоархив 19‑го Санкт‑Петербургского Саммита психологов

Дорогие коллеги, ждём вас на 20-м Санкт-Петербургском саммите психологов — в июне 2026 года!