Александр Асмолов на Арктическом образовательном форуме: нельзя превращать детей в сырье для олимпиад
Как выбрать для ребенка хорошее образование, соответствующее реалиям? Почему подростки все больше доверяют самим себе, и все меньше — школе и родителям? Что такое воспитание и какова роль педагога и родителя?
На начавшемся 28 марта в Салехарде Арктическом образовательном форуме Александр Асмолов, известный психолог, академик РАО, заведующий кафедрой МГУ встретился с родителями, педагогами и всеми причастными к школьному обучению. После обширной лекции состоялся не менее интересный диалог, каждый мог задать вопрос известному академику. Учителя, сами будучи родителями, хотели узнать, как найти общий язык с детьми.
Александр Григорьевич, имея колоссальный опыт в исследовании психологии детей, подростков, учителей, родителей, постарался помочь всем, кто обращался к нему. Приводим некоторые его мысли:
— У учителя всегда огромное число проблем с детьми в классе, а на собственных детей иногда сил не хватает. Проблема учительских детей иногда приводит к сгоранию труда педагога невероятно. Нельзя, чтобы такие учителя корили или карали себя, а нужно нам (психологам) работать с ними, помогать, чтобы они находили выход из раздора с собственными детьми, не зарабатывая при этом комплекса неполноценности.
— Главная задача школы — дать универсальное образование, даже при всей профильности. Если родитель начнёт выбирать за ребёнка профессию, либо школа начнёт навязывать профориентацию, то это будет великой ошибкой. Мне как-то пришла диссертация по педагогике, которая называлась «Профориентация шахтёрским профессиям в старших группах детского сада». Это значит, запустить ребёнка по «узкоколейке» развития.
—Если школа предоставляет ребёнку, который мотивирован в области филологии, истории, математики, возможность углублённых знаний после освоения базового уровня, то это замечательно. Вред начинается, когда школа превращает ребёнка с теми или иными потенциальными возможностями в «сырьё» для олимпиад. К сожалению многие замечательные школы, в том числе в Москве, прежде всего думают, как превратить учащегося в то, что принесёт школе баллы по олимпиадам. Ребёнок становится заложником амбиций школы.
— Как помочь родителю пережить подростковый возраст ребёнка? Это период резкого негативизма ребёнка, что бы вы ему ни предложили. За этим негативизмом кроется отстаивание собственного «Я». Есть явление — подростковая истерия — попытка доказать, что он не такой, как все, отличается от всех. Это возраст бури и натиска. Если родитель в ответ на это сам впадает в негативизм и начинает карать ребёнка, то добивается тяжёлых результатов и загоняет свое чадо в беспрецедентные неврозы. В этом возрасте надо чётко знать, кто является самым главным для ребёнка. На первую сцену выходят сверстники, и если родитель начинает понимать и коммуницировать с ними, то шанс на понимание с собственным ребёнком определённо появляется.
— Отсутствие культуры поведения у детей сегодня — это тяжелейшая проблема. У детей растёт употребление ненормативной лексики, стремительно растёт агрессия. Видели ли вы по телевидению передачи, которые идут на грани ненормативной лексики, угроз? Думаете, дети этого не видят, не слышат? Когда для ребёнка мы не находим значимой деятельности, то он начинает проявлять то поведение, с которым сталкивается сам. Если детей включать в общение, которое им интересно, то агрессия будет отступать. Какое это общение? То, где они видят, что интересны родителям, учителям.
На сайте доступны фотоматериалы с Арктического образовательного форума:
В рамках мероприятия было проведено интервью с Александром Асмоловым — о детях, школе и Арктическом образовательном форуме. Материалы доступны на сайте.