Травля – это приведение разных групп к правилам тоталитарной игры
Торжество незначительности
Если мы не поймём историко-революционных и социокультурных аспектов проявления травли и её место в развитии общества, мы никогда не приблизимся к серьезному решению проблемы. Я отмечу несколько моментов.
В эволюции и особенно в антропогенезе, в социальной эволюции, травля выступает как ключевой механизм погашения разнообразия, это механизм социальной стратификации. Если мы рассмотрим разные общества – травля была всегда. Она была там, где были доминантные отношения, отношения лидеров и подчиненных. Травля была инструментом погашения тех, кто высунулся, выделился, стал непохожим. Об этом можно подробнее прочитать в замечательной книге писателя, поэта и семиотика Ольги Седаковой «Посредственность как социальная опасность».
Травля – это приведение разных групп к правилам тоталитарной игры.
Мы имеем дело с социальным эволюционным механизмом. Есть разные виды таких механизмов, некоторые из них связаны даже с клиническими заболеваниями, разными фобиями, которые за этим стоят. По анализу травли есть блестящие работы антропологов, например Константина Банникова, который исследовал антропологию дедовщины. Он показывал, как работает дедовщина в экстремальных группах в армии, как травля становятся механизмом усреднения, чтобы обеспечить спокойность и управляемость коллектива.
Иными словами, надо как никогда четко понять, что если торжество незначительности является ценностной установкой общества, если в обществе есть установка на уничтожение разнообразия, то мы будем иметь дело с феноменологией травли, буллинга, – можно называть это явление как угодно.
Поэтому травля в школе в разные времена, в разные исторические периоды – это отражение травли, которая становится социально-ценностной установкой общества. Общество, уничтожающее разнообразие, будет практиковать самые разные виды травли.
Я всегда говорю, что если мы не изменим ценностные ориентиры, не перейдем к обсуждению конфликта как ключевого механизма развития систем, к взаимопомощи, которая поддерживает нормы разнообразия, то ничего не получится. Поэтому, анализируя феноменологию буллинга, надо четко понимать: ничего глобально не изменится, если не будут созданы установки толерантного поведения.