Публикации

Шум делает погоду, шум делает мир

2021·Вести образования

24 апреля 2021 года в рамках Межрегиональной апрельской онлайн-конференции «Эврика – Авангард-2021» «Стратегия развития образования» состоялась панельная дискуссия «Преадаптивная предметность образования» Модерировал дискуссию – Александр Асмолов.

Начиная дискуссию, Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, объяснил название дискуссии как оксюморон, как «нечто невозможное», потому что в этом названии содержится уравнение со многими неизвестными. Само по себе понятие «преадаптация» – очень сложное понятие, говорящее о том, что существуют избыточные феномены, необъяснимые с точки зрения теории Дарвина, но оказывающиеся впереди именно в ситуации «когда клюнет жареный петух», начинающие трансформировать траекторию системы. Эти феномены – разные преадаптивные признаки. В широком смысле, искусство для многих является преадаптивной нормой. Всего 30% ДНК определяют модели поведения, остальные 70% являются флибустьерскими, лишними, шумовыми. Но именно «шум делает погоду, шум делает мир».

Разные «ильенковы, давыдовы» – это явно преадаптивные формы образования.

Преадаптация к тому, чего еще нет, и конструирование невозможного – это уникальная возможность подготовиться к тем серьезным трансформациям, в которых мы оказываемся.

Тьюторство – это «ликость» в безликой системе; введение профессии тьюторство – это шаг срыва паранджи с лика образования.

По словам Асмолова, предметность – самая сложная тема. Вокруг нас огромное количество деятельностных миров, миров аффордансов (affordance – ожидаемое назначение, возможность действия, – Прим.ред). Во всех предметах есть душа, и эта душа опредмечивается, или, по Выготскому, экстериоризируется, воплощается в вещах. Поэтому культурно-деятельностный подход решает две задачи: задачу трансформации мира культуры в мир личности и задачу конструктивной экстериоризации, взращивания себя через мир.

Говоря о предметности, нельзя говорить о субъект-объектных отношениях – с точки зрения деятельностных миров, миров аффорданса сама оппозиция «субъект-объект» является мнимой.

Ключевая единица развития вида Homo Sapiens – со-действие, симбиотическая единица. Не совместная деятельность, а именно со-действие, которое происходит только в предметных мирах, где вещи наделены смыслами.

Завершая свое вступительное слово, Александр Асмолов отметил, что деятельность — это движение, порождающее образ. Деятельностный подход повсеместно декларируется, но не внедряется. А это другой мир. Мы в нем не живем. А преадаптивная норма проявляется именно в деятельности.

Александр Асмолов подчеркнул, что ключ к трансляции предметного мира как мира деятельностного не в понимании предмета как вещи. В любом преподавании воображаемая ситуация развития является ключом к тому, чтобы МИРЫ открылись для ребенка. Но при этом ключевое отличие искусства от науки в том, что она создает мир значений, технологический мир, а искусство – это порождение мира личностных смыслов. И этот мир может рождаться только при личном контакте. Но в цифровом мире появляются новые, расширенные способы взаимодействия, связанные с возможностями цифровых платформ.