Как стать соразмерным безразмерному миру детства, или Социальная генетика театральной педагогики
Когда задумываешься о переплетении судеб, зримо и незримо проступающих за ворохом смыслов социо-игровой педагогики и культурного наследия П.М. Ершова, то начинаешь верить в слова Иммануила Канта, что целесообразность – это закономерность случайностей.
Случайно ли влюбленность в систему К.С. Станиславского свела в своё время судьбы педагога и актёра Петра Ершова и автора потребностно-информационной теории эмоций блистательного психофизиолога Павла Симонова, который ещё в самом начале 1950-х годов посвятил своё исследование системе сценических действий Станиславского?
Когда я не раз перелистывал подписанные Павлом Симоновым книги, в том числе написанные в соавторстве с Петром Ершовым – то и думать не мог, что память об этих мастерах всплывет при погружении в книгу, обращённую к школьным учителям! И что её соавтором будет дочь Петра Михайловича – Александра Петровна…
Случайно ли судьбы Александры Ершовой и Вячеслава Букатова переплелись с судьбой Евгения Шулешко, создателя ровеснического образования и ученика моих учителей – рыцарей детской психологии Александра Владимировича Запорожца и Даниила Борисовича Эльконина, без идей которых современная школа почти немыслима?
Я уверен, что эти люди сорадовались бы вместе со мной, держа в руках книгу, вносящую в жизнь школы понимание режиссуры как практической психологии. Особенно подчеркну, что прорыв за пределы обезличивающей дидактики, о котором писали эти великие психологи, осуществлён в той педагогике, которую представляют авторы лежащей перед вами книги.
Учитель, овладевший тайнами ремесла театральной педагогики, может решить парадоксальную задачу – стать соразмерным безразмерному миру детства.
Когда читаешь написанную ясным человеческим языком книгу Александры Ершовой и Вячеслава Букатова, то в культурных практиках общения, предлагаемых авторами, обнаруживаешь ключи к психопедагогике развивающего образования. Формула Даниила Эльконина: «Обучение должно войти в мир ребёнка через ворота детской игры» – становится внятной и прозрачной именно благодаря тем секретам, которые раскрывают нам А.П. Ершова и В.М. Букатов.
В мире формальной логики я вряд ли смогу найти ответы, почему генетика театральной педагогики оказалось сродни моей, почему герои её спектакля стали и моими героями.
Но явное родство смыслов с авторами книги даёт мне уверенность сказать, что культурные практики социо-игровой педагогики позволят учителям стать соразмерными в своём творчестве безразмерному миру детей и подростков.
А поэтому читайте книгу «Режиссура урока, общения и поведения учителя» – на радость вам и мне.