Дистант будет существовать и развиваться как соответствующая изменившемуся миру форма обучения
Заведующий кафедрой МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор Александр Асмолов прокомментировал «Ридусу» планы по реализации перечня поручений Владимира Путина, подписанного 1 февраля 2021 года по итогам заседания Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Полный перечень поручений опубликован на сайте Кремля.
По словам Асмолова, члены Совета тщательно подготовились к заседанию, и на встрече с президентом 10 декабря 2020 года им удалось обсудить важные для большинства россиян темы по самым разным направлениям, включая проблемы здравоохранения, культуры, судебной и правоохранительной сферы.
Академик особо выделил поручение президента правительству рассмотреть предложения Совета, касающиеся совершенствования системы дистанционного образования, в том числе предложения о создании «родительских университетов».
«Для меня невероятно важно, что [в список поручений президента правительству] прошло поручение о развитии качественного дистантного образования и создания родительских университетов при высшей школе России. Это четко показывает, что [возобладала] линия интересов, связанная с тем чтобы появились поколения учителей, которые лучше понимают детей, которые в буквальном смысле слова с цифрой „на ты“, и которые так или иначе позволят детям овладеть кодами общения в нашей с вами новой реальности. Я считаю это знаковым моментом для всей системы образования», – рассказал Александр Асмолов.
Асмолов согласился с мнением, что в 2020 году у многих россиян сложилось негативное отношение к дистанционному образованию по итогам опыта вынужденного перевода школ «на удаленку» из-за ситуации с коронавирусом.
«В свое время демонизировалось колесо или печатный станок Гутенберга, любые технологии могли быть негативно окрашены, поскольку они меняли реальность. То же самое касается коммуникативных технологий, интернета, машинного обучения, искусственного интеллекта. Так было всегда и в этом смысле страхи населения и страхи людей более чем оправданы, потому что возникает ассоциаций невероятно много: что дистант обучение – это некачественное обучение, что дистант обучение – это в высшей школе заочное образование. Или что дистант обучение приведет к тому, что каждая квартира превратится в класс, а родители превратятся в учителей поневоле», – отметил он.
Профессор отметил «уникальное количество» выступлений родителей, которых пандемия и «удаленка» буквально повергли в шок, и теперь они крайне настороженно реагируют на инициативы в сфере образования.
«Я считаю тяжелой, но абсолютно закономерной реакцию многих и многих людей. Но означает ли это, что мы должны отказаться от разных форм образования? Мы решаем учить детей или не учить – я заостренно говорю, потому что ситуация пандемии, возникшая в прошлом году, продолжается. Человеку, образно говоря, нужно владеть как левой, так и правой рукой. В образовании человек должен умело владеть ключевыми формами оффлайн образования, но он также должен владеть возможностью онлайн образования», – пояснил ученый.
«Но самое интересное заключается в том, что дети 10-ти, 12-ти и 14-ти лет очень часто уже уверенно путешествуют в виртуальной реальности, имеют другие языки и коды общения, тем самым бросая вызов и учителям, и родителям, поскольку погружаются в иные информационные потоки. Перед нами стоит вопрос, как сделать так, чтобы дистант обучение стало качественным для детей и родители не испытывали от него шока», – добавил он.
«Дистант будет существовать и развиваться как соответствующая изменившемуся миру форма обучения. Оно имеет свои плюсы и минусы, их нужно четко учитывать, но никто не отменит никогда этой возможности в мире образования», – подчеркнул представитель Совета.