Публикации

Антропологический поворот: от педагогических институтов – к антропологическим университетам

2021·Вести образования

2 декабря 2021 года с 16.00 до 18.00 по московскому времени в формате онлайн пройдет экспертное обсуждение проекта «Антропологический поворот», разработанной в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС). Мы попросили прокомментировать грядущее событие доктора психологических наук, заслуженного профессора МГУ, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, научного руководителя проекта «Антропологический поворот» Александра Асмолова.

– В своё время замечательный психолог Эдвин Боринг ввёл такой конструкт для понимания изменений в мире как Zeitgeist «ДУХ ВРЕМЕНИ». Именно Дух времени ныне в образовании может быть передан символом «антропологический поворот». В эпоху неопределённости мы сталкиваемся с таким парадоксальным явлением как массовый запрос на индивидуальность. Такие конструкты, как субъектность, индивидуализация, гуманизация, персонализация, антропологические практики, системно-деятельностный подход всё более и более становятся плотью современного образования. Эти конструкты наиболее ёмко разрабатывались в последнее время в клубе «Норма и деятельность». Также они активно разрабатывались Школой антропологии будущего и Ассоциацией тьюторов. Эти конструкты были связаны с новыми программами коучинга, переговоров и особенно инновационной программы развития личностного потенциала фонда «Вклад в будущее». Не случайно сегодня именно персонализация образования тесно связывается с антропологическим проектом XXI века.

«Антропологический поворот», как ответ на вызовы XXI века, позволяет по-новому увидеть социальные роли учителя нового времени как мастера мотивирования, навигации и коммуникации в безграничном мире знаний.

Мы надеемся, что проект «Антропологический поворот» поможет открыть окно в мир человековедения и человекознания, стать смысловым центром интеграции практик субъектности, индивидуализации и персонализации в контексте педагогического образования.

Именно поэтому мы начинаем проект и семинар «Антропологический поворот». Именно поэтому мы говорим университетам, школам, учителям, которым близки идеи персонализации, субъектности, индивидуализации и свободы выбора и культуры достоинства: давайте двигаться вместе! Иными словами, мастера субъектности, персонализации и педагогической антропологии – объединяйтесь! Приглашаем вас принять участие в семинаре «Антропологический поворот».