Академик Александр Асмолов: о выходе из Инициативы ФГОС 4.0
Конечно, это вызвало ряд вопросов, ведь Александр Асмолов стоял у истоков инициативы и внес огромный вклад в продвижение новой версии ФГОС, оберегая своих соратников от возможных ошибок, являясь одним из авторов и идейных вдохновителей проекта. Сетевое издание «Учительская газета» обратилось к академику за комментарием.
– Александр Григорьевич, как Вы прокомментируете свой выход из числа основателей и авторов инициативы ФГОС 4.0.?
– Инициативу, предложенную и названную мной ФГОС 4.0, в период ожесточенных споров и горячих дискуссий по поводу перспектив развития образования первым поддержал Александр Адамский. Ключевой вопрос состоял в том, будет ли доминировать предложенный прошлым составом министерства «зуновский» стандарт – знания, умения и навыки – в дальнейшей жизни нашей российской школы?
Как вы помните, я сделал все, чтобы тот ФГОС не прошел. В своем выступлении на встрече с президентом РФ в 2019 году я акцентировал внимание на том, что в предложенном варианте стандарта действует диктатура опыта прошлых лет, превращающая учеников в послушных ручных «хомяков».
Президент Владимир Путин прислушался к моим соображениям и поручил создать межведомственную региональную группу под редакцией Андрея Фурсенко и Татьяны Голиковой, которая должна была доработать ФГОС с прицелом на стратегическую перспективу.
В апреле нынешнего года на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам развития системы общего образования принято решение об утверждении в установленном порядке проектов ФГОС, сочетающих в себе положения предложенной версии стандарта и ФГОС 2.0, введенного в практику школ с 2009 года.
– Как Вы к этому отнеслись?
Для меня важно, что разработанная мною методология системно-деятельного подхода, а также концепция универсальных учебных действий, вошли в ткань и плоть модифицированного варианта ФГОС 2.0. Сергей Кравцов на заседании рабочей группы заявил, что утверждение этого стандарта станет стартом к созданию исследовательских групп и проектов, которые смогут разработать новый стандарт уже к 2024 году.
Стандарт, принятый межведомственной группой, начнет действовать с 1 сентября 2022 года. Считаю, что инициатива ФГОС 4.0 – тот «ребенок», которого мы с Александром Адамским выносили и произвели на свет, сумел объединить сетевое сообщество людей, небезразличных к инновационным процессам в нашей стране.
К инициативе подключились Игорь Реморенко, Виктор Болотов, Исак Фрумин, Артем Соловейчик и Алексей Семенов – называю, прежде всего, тех, кто на начальном этапе принял наше предложение. Каждому из них я невероятно благодарен за то, что вместе с Александром Адамским, с опорой на Институт проблем образовательной политики «Эврика», они многое сделали для развития нашей инициативы.
Буквально на днях Сергей Кравцов также поддержал эту инициативу и практически сделал шаг к ее огосударствлению. Главной темой обсуждения стала идея возрождения ФИПов. Это очень важный пункт, но это уже другой проект.
Именно поэтому считаю, что его поведет как флагман Александр Изотович Адамский. У меня же сейчас другие приоритеты в образовательной политике, связанные с идеологией персонализации образования, которые, прежде всего, я веду в «Школе антропологии будущего» в тесной связке с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и со «Сберклассом».
Я намерен сосредоточить все свои усилия именно на данном направлении. По этой причине выхожу из инициативы ФГОС 4.0. Но это точно не выход в стиле Тараса Бульбы, который сказал своему ребенку: «Я тебя породил…» и далее – по тексту. От всей души желаю талантливым разработчикам этой инициативы, моим коллегам, всяческой удачи на этом пути – пути симбиоза Инициативы ФГОС 4.0 с практиками Министерства Просвещения РФ.
– Вы считаете, что это правильный путь для инициативы?
– Я считаю, что сейчас образовательные инициативы должны исходить только от интеллектуального сообщества. Одной из них для меня является наша с вами «Успешная школа».
– Александр Григорьевич, спасибо за беседу.