Публикации

Успех проектов Марка Сартана – в гуманистической составляющей

2022·Нижегородская правда

Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, член совета по правам человека при президенте РФ Александр Асмолов прокомментировал назначение Марка Сартана на пост руководителя «Школы 800». По его словам, успех проектов, которые реализует Сартан в сфере образования в России, — в гуманистической составляющей.

«Марк Сартан – талантливый исследователь в мире образования. Мы нередко пересекались в профессиональной деятельности, в основном в вопросах, связанных с инновациями, управлением образованием, рядом предметных областей», — рассказал он.

Александр Асмолов выступал экспертом при реализации проекта создания «Точки будущего» — «умной школы» в Иркутске, которым руководил Марк Сартан.

«Мы детально обсуждали разные варианты концепции школы, дискутировали, спорили. Но с момента появления такого образовательного центра, ставшего открытой системой, полем для инноваций, учебным заведением, в которое хотят идти и учителя, и дети, само название «умная школа» перестало казаться странным, парадоксальным. Это замечательный проект с неповторимым антропологическим лицом, который я считаю одной из больших удач Марка Сартана. На мой взгляд, именно эта образовательная инициатива символизирует поворот к человеку, когда и учитель, и ученик – понимающие друг друга люди, а школа выступает как площадка коммуникаций, общения между поколениями. В такой гуманистической составляющей – секрет успешности проектов, которые год за годом претворяет в жизнь Марк Сартан», — сказал Александр Асмолов.

Он добавил, что подобный подход к развитию образования требует и иной подготовки педагогических кадров, перехода от пединститутов к антропологическим университетам, главная задача которых – выделка личности.

«Важно создать прочную систему личностного и профессионального роста учителей, сформировать мотивирующее пространство, в котором они выступят в новых ролях, когда педагог не только является источником передачи предметных знаний, но и берет на себя функции мотиватора, коммуникатора, навигатора в мире информации. Именно это – смену социально-ролевых моделей поведения учителя – воплощает Марк Сартан в своих проектах», — отметил Александр Асмолов.

Он уверен, что любой проект можно реализовать там, где есть культура как «среда, растящая и питающая личность».

«Цитируя Павла Флоренского, подчеркну, что важную роль играют талантливые лидеры, готовые преодолеть разного рода преграды. И не важно, в каком регионе создается современный образовательный центр, была бы только конструктивная команда, сочетающая в хорошем смысле слова мощный управленческий ресурс и экспертов, профессионалов, способных сделать образование двигателем развития. В Нижнем Новгороде достаточно мощные, серьезные традиции, которые делают регион потенциально открытым для воплощения успешных образовательных проектов.

В свою очередь, родителям будущих учеников я хотел бы сказать следующее. Если вы не хотите превращать ребенка в продукт собственных амбиций, не хотите, чтобы он слепо гнался за ЕГЭ, поступил в выбранный вами вуз, а хотите, чтобы он рос счастливым, тогда у ваших детей вместе с талантливым режиссером образовательной жизни Марком Сартаном все получится!» — резюмировал Александр Асмолов.

Напомним, корпуса «Школы 800» в Нижнем Новгороде откроют к сентябрю 2022 года. Строительные работы в корпусе на Бору планируется завершить до конца 2022 года.

Строительство «Школы 800» в Нижегородской области ведется с конца июня 2020 года. Оно осуществляется по концессионному соглашению, заключенному между правительством Нижегородской области и ООО «Первая концессионная компания «Просвещение» 22 января 2020 года. Это первый в России крупный инвестиционный проект в формате государственно-частного партнерства в отношении образовательной организации. Все корпуса «Школы 800» будут объединены общей образовательной программой. Открытие комплекса должно сократить очередность при поступлении в школы.