Публикации

В любые времена не только человек делает Выбор, но и Выбор делает человека

2022·Вести образования

«Мне доктором запрещена унылость…»

Александр Пушкин

«Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку-

каждый выбирает для себя…»

Юрий Левитанский

Август 2022: между Сергеем Уваровым и Петром Чаадаевым

За окном август…- излюбленное время астрологов, футурологов и пикейных жилетов

И каждый год непременно в августе начинается увлекательное соревнование, которое сродни гаданию на кофейной гуще: «А что же эдакое ожидает Россию в нынешнем августе?».

Поэтому не скажу «за всю Россию», а только вгляжусь, что же творится и вытворяется на нашей образовательной околице. А на ней бушуют все те же противоречия, драмы и пляски, что с разной степенью интенсивности приключались аж двести лет тому назад…

Именно двести лет тому назад в образовании схлестнулись две идеологические линии:

— Линия политики, ориентированной на выплавку «подданных», на безликость, унификацию, воспитание социального конформизма и презрения к ценности личностного выбора;

— Линия политики, ориентированная на «самостояние человека» (А.С. Пушкин), «развитие граждан», обладающих правом выбора и дорожащих этим правом.

Исторически первую линию неразрывно связывают в истории России с именем Министра Народного Просвещения графа Сергея Семеновича Уварова. Без малого двести лет тому назад Сергей Семенович Уваров направил императору Всея Руси Николаю I знаменитую записку «О некоторых началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения (1833)». Именно в этой записке Сергей Семенович Уваров с предельной четкостью сформулировал идеологическую установку государственного абсолютизма: «Народное воспитание должно совершаться в соединённом духе Православия, Самодержавия и Народности». Читая эти строки так и хочется вытянуться во фронт, взять под козырек и проникновенно сказать: на том стояло, стоит и стоять будет Государство Российское.

Примерно в те же годы между графом Сергеем Семеновичем Уваровым и Петром Яковлевичем Чаадаевым произошла идеологическая дуэль, емко передающая противоборство двух разных идеологий государственной политики. Далеко не все знают, что в ответ на выход в свет «Философических писем» (сентябрь 1836 г., журнал «Телескоп») вольнодумца Петра Чаадаева Министр Народного Просвещения Сергей Семёнович Уваров начертал в записке императору и ныне поражающую воображение резолюцию «ЗАМОЛЧАТЬ». Обращаю ваше наидостойнейшее внимание — не объявить врагом государства, не послать вслед за декабристами на каторгу в Сибирь, а именно – «Замолчать». И Петра Яковлевича Чаадаева попытались именно «замолчать»: посадить по распоряжению императора под домашний арест. «Замолчать», как об этом повествует писатель Александр Лебедев в книге «Чаадаев» (1965) не получилось. Письма Чаадаева разлетелись по всей России, а народ шел и шел к запертому в своей квартире на Новой Басманной Петру Чаадаеву. Процитирую в этой связи, слова Александра Герцена: «Насколько власть “безумного” …Чаадаева была признана, настолько, — писал Герцен, — “безумная власть Николая Павловича” была уменьшена» (А. Лебедев, 1965г., стр.6).

Что же все-таки так смутило и императора, и министра просвещения Сергея Уварова в «Философических письмах» Петра Чаадаева?

Прежде всего – ода свободе, ценностная установка на развитие разнообразия достоинств личности каждого человека, патриотизм вселенского масштаба. Схлестнулись две идеологемы: идеологема «незаменимых нет» и идеологема «достоинства и уникальности каждой личности»; идеологема «страны подданных» и идеологема «страны граждан». Петр Яковлевич Чаадаев как патриот, любящий свою родину писал:

«Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло… Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их. чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия».

Чуть позже идеологическую дуэль между графом Сергеем Уваровым и Петром Чаадаевым продолжил небезызвестный сатирик Козьма Прутков, направивший на государево имя проект «О введении единомыслия в России».

Приведу лишь один из фрагментов этого произведения, опубликованного в журнале «Современник», 1863, №4 (гл. ред. Н.А. Некрасов), под заглавием «Проект»:

«На основании всего вышеизложенного… <…> необходимость, особенно в нашем пространном отечестве, установления единообразной точки зрения на все общественные потребности и мероприятия правительства… Пагубная наклонность человеческого разума обсуждать все происходящее на земном круге была бы обуздана и направлена к исключительному служению указанным целям и видам. Установилось бы одно господствующее мнение по всем событиям и вопросам. Можно бы даже противодействовать развивающейся наклонности возбуждать «вопросы» по делам общественной и государственной жизни; ибо к чему они ведут? Истинный патриот должен быть враг всех так называемых «вопросов»!»

Как видите, ничто не ново под луной. Идеологическая дуэль, начатая между Уваровым и Чаадаевым, продолжается и в наши дни. В том числе она продолжается и в различных публикациях настоящего номера журнала «Образовательная политика». Разнообразие мнений под обложкой журнала – это следование линии Петра Чаадаева. А потому не будем, как советовал современник Министра Просвещения Сергея Уварова и друга Петра Чаадаева Александр Сергеевич Пушкин ПРЕДАВАТЬСЯ УНЫНИЮ. Доктор нам этого не прописывал.

Будем только помнить, что в любые времена не только человек делает Выбор, но и Выбор делает человека.