Страх войти в открытую дверь
«Для либеральной школы главное – выбирать то, что она сама хочет выбирать», – считает заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М.В. Ломоносова, директор ФИРО Александр Асмолов.
– Я бы сказал коротко: для либеральной школы главное – это либеральные стандарты, как нормы необходимого и достаточного разнообразия.
– Какие реформы российской школы 90-х – нулевых можно назвать либеральными? Почему?
– Прежде всего, на мой взгляд, – это реформа развития вариативного смыслового мотивирующего образования. Оно — главное, потому что на место превращения человека в человека-робота, человека-автомата мы поставили как главную цель развитие личности в социокультурной ситуации развития. Это ключевое направление реформ, что бы ни происходило. Оно есть и будет, основанное на том, что личность обретает возможности расширения своего развития, возможности выбора.
– С чем связано неприятие обществом этих реформ? Заложено ли это в самих принципах либерализма или это перегибы практики?
– Российская ментальность очень долгие годы жила и живет как реальность рецептурного исполнительного мышления по формуле «сиди и жди – придумают вожди». Главный барьер на пути этих реформ – это страх войти в открытую дверь. Мы привыкли жить как крепостной народ. Мы так жили, мы во многом так живем и пока продолжаем жить. Реформы, которые взламывают сопромат крепостного сознания, соответственно вызывают неприятие.
– Есть ли шанс у либеральной концепции образования в России? Или это вчерашний день?
– Я считаю, что шанс у либеральной концепции образования всегда есть. Что бы ни было в сознании учителей, мир в целом и миры образования изменились: в учебниках и, главное, в новых правилах жизни по новым стандартам заложена поддержка разнообразия в изменяющемся мире свободы и достоинства, в жизни личности, общества и государства. Поэтому как бы ни хотели эти ростки задушить или задавить, они пробьются.