Ридеры в школах не заменят бумажные учебники
В семи регионах РФ начинается эксперимент по использованию в школах электронных мобильных устройств – ридеров, куда планируется загружать все учебники и дополнительную литературу. В течение года в нем будут участвовать ученики 6-7 классов из не менее 25 школ. О задачах эксперимента в интервью РИА Новости рассказывает директор Федерального института развития образования, член экспертной группы № 8 «Новая школа» по обновлению Стратегии-2020 Александр Асмолов.
— Александр Григорьевич, зачем школьникам понадобились ридеры?
— Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно смотреть на все явления культуры через особую оптику, которую я называю оптикой инноваций. В этом смысле ридер – еще один культурный инструмент, с помощью которого ребенок приобщается к миру современного образования. Мы живем в мире инновационной социализации, и дети дышат воздухом сетевого столетия – наиболее легко они усваивают потоки информации, приходящие через виртуальную реальность. Двадцать лет назад в школах появились компьютеры, а в последние десять лет на компьютерах появляются электронные образовательные ресурсы – статичные и динамичные, с анимацией, графикой и прочими эффектами. А теперь, наряду с компьютером, у детей появляется ридер – тот же набор учебников, только без бумаги. Все это – вариативные средства современного образования.
— Ридеры каких компаний планируется использовать в школах в рамках эксперимента? Будет ли отдано предпочтение модели, которую в августе продемонстрировал Владимиру Путину глава «РОСНАНО» Анатолий Чубайс?
— Главное условие эксперимента заключается в том, что любые новые электронные устройства должны способствовать развитию личности ребенка, и при отборе разных устройств необходимо соблюдать образовательное правило Гиппократа «не навреди». И я уверен, что наш эксперимент не навредит образованию. Какими бы великими ни были фирмы на рынке компьютерной продукции, меня интересует лишь то, насколько предложенные электронные устройства – культурные орудия — будут соответствовать требованиям эргономической безопасности, насколько их использование поможет снизить утомляемость ребенка – как физическую, так и психическую.
— Понятно, что физической утомляемости способствует, в том числе, большое количество учебников, которые дети каждый день носят в школу, – ридер способен их заменить. Но почему эксперимент проводится именно с ридерами, а не с планшетными компьютерами, которые не намного тяжелее? Ведь планшетники и стоят недорого, и функционал у них шире?
— Для меня различия в функционале в данном случае не столь важны. Вопрос о том, за кого вы – за ридеры или за планшетники, звучит точно так же, как вопрос героя фильма «Чапаев»: «Ты за большевиков или за коммунистов?» Кто победит в конкурентной гонке – ридеры или планшетники, вопрос к фирмам, а не к системе образования. Если электронное устройство не отвечает критериям эргономической безопасности, мы будем ограничивать или даже табуировать его использование в образовательном процессе. Ныне действующие СанПиНы позволяют школьнику работать за компьютером, обычным или планшетным, не более 15 минут и затем делать перерыв – иначе зрение можно испортить. А ридер не более опасен для зрения, чем бумажная книга, – его можно читать точно так же, как и обычный учебник. Производители ридеров, чтобы завоевать рынок, в большей степени, нежели производители планшетников, стали ориентироваться на эргономические характеристики и связь с учебным процессом. Не будучи специалистом в области технологий, могу предположить, что в будущем появятся гибридные устройства, сочетающие возможности ридеров и планшетников, и это будет новый культурный инструмент для школы. А в нашем эксперименте и сейчас планируется использовать как ридеры — для чтения учебников, так и планшетные компьютеры – для работы с электронными образовательными ресурсами.
— Какие результаты эксперимента, на ваш взгляд, могут быть признаны оптимальными?
— Если через год у учителей, у директоров появится мотивация к использованию в учебном процессе ридеров и других электронных устройств, если они не будут пылиться на складе, то наш эксперимент будет уникальной образовательной инновацией. Что же касается детей, то я надеюсь, что эксперимент станет для них еще одним мотивационным импульсом к познанию в нашем сетевом столетии.
— Можно ли в перспективе рассчитывать на то, что ридеры полностью заменят бумажные учебники?
— Любые электронные образовательные ресурсы, включая учебники на электронных носителях, — это вариативные, а не альтернативные средства образования. Великий культуролог прошлого века Умберто Эко сказал: «Не надейтесь избавиться от книг!» Я повторяю это вслед за ним. Вводя ридеры в качестве эксперимента, мы не запрещаем бумажные учебники. Любой электронный образовательный ресурс, любое электронное устройство нужно рассматривать не как антитезу книге, а как способ реализации моей любимой идеологии вариативного образования.