Публикации

Ребенок сталкивается с задачами, решительно отличающимися от традиционных задач школьных учебников

2011·Российская газета

В России появилась школа «неопределенностей». Инициатива «Наша новая школа» связана с изменением ценности образования в нашей культуре.

Одна из важнейших ее задач — переход от так называемого «школоцентризма», когда главенствует просто передача знаний, а не умения и навыки, к тому, что я называю «детоцентризмом». Когда в центре любых программ стоит развитие личности ребенка. В традиционной логике, идущей от замечательных времен Яна Амоса Каменского, главной задачей было создание школы как фабрики для производства «среднего ученика». Раньше в учебниках были задачи, в которых все дано. Сегодня у нас появилась школа «неопределенности». Ребенок сталкивается с такими задачами, которые решительно отличаются от традиционных задач школьных учебников. Вот вам пример: абитуриенты сдают экзамен по математике в один из ведущих вузов страны. И ни один не справляется с определенным заданием. Почему? Оказалось: банальность. Экзаменаторы пропустили при составлении одно условие, и задача не имела решения. Казалось бы, тот абитуриент, который претендует на поступление, напишет: «в данной задаче не хватает такого-то условия, и именно поэтому она не имеет решения». Это был бы успешный показ знаний. Но наши выпускники к такому не готовы. А ведь в жизненных задачах всегда есть нехватка, дефицит условий. И именно такие задачи приходится решать в нашем информационном веке.

Хотя наиболее точное название нашей эпохи — не просто информационный век, не просто постиндустриальный, а сетевое столетие. И в таком столетии ребенок погружен в океан стремительно развивающихся ситуаций. Интернет выступает здесь как своего рода уникальный синхрофазотрон, ускоритель любых процессов. Готовить человека к набору стандартных ситуаций необходимо, но это лишь одна из тысячи задач. Новая школа становится школой, в которой моделируются неопределенные ситуации, и именно школа должна выступить как институт, готовящий ребенка к достижению личностного и профессионального успеха. Это на первом плане.

Прежде в школе вставал вопрос доступных знаний для ученика. Но на периферии оказывался не менее важный момент — доступность знаний для учителя. Информационные технологии для педагога — окно в мир информации. И он как никогда по-другому может увидеть и понять наиболее современные методики. Его уже нельзя привязать, как крепостного крестьянина, к единой системе повышения квалификации в одном городе или регионе. Он сам может выбрать то, что ему нужно. Для этого достаточно посмотреть набор уникальных предложений, которые дает Интернет.

Мы переходим от парадигмы унитарного, строевого образования к развивающему образованию, в котором возможны варианты программ и индивидуальные траектории развития личности. Найти такие варианты, «достать» каждого ученика, подобрать для него программу, которая соответствует способностям и интересам — в этом помогают информационные технологии, которые вовсе не враг индивидуализации обучения, как хотят показать некоторые, а ее преданный друг.