Публикации

Пространство развития. Где зарождается интеллектуальное творчество

2014·Учительская газета

Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что оно превращает творчество и самотворчество детской и подростковой субкультуры в дело всего общества, а не отдельных обособленных организационно-управленческих институций: детского сада, школы, техникума или вуза.

Дополнительное образование по своей сути представляет особое движение личности «поверх барьеров», которые человек выбирает сам, чтобы делать самого себя. «Личностью надо выделаться» – эти слова Ф.М.Достоевского могут стать эпиграфом, рельефно передающим смысл миссии дополнительного образования в развитии человека.

Существующая система организаций социальной сферы (образование, культура и пр.) распределяет «зоны ответственности и полномочий» традиционным способом: образовательные организации – «учиться, учиться и учиться…»; организации дополнительного образования – «творить, создавать…»; музеи и выставки – «руками не трогать…». В силу ряда объективных и субъективных причин, в том числе и возросших потребностей населения, указанная система позиций уже не обеспечивает достаточных условий для развития детей и подростков. Сегодня требуются новые интегративные, в том числе кластерные, формы организации деятельности – «учиться и развиваться – исследуя, действуя, трогая, творя, создавая». Необходимо создать условия развития дополнительного образования, расширяющего возможности молодежи получать знания из различных областей науки, техники, культуры и искусства в лаконичной интерактивной форме «исследовать – действовать – знать – уметь», развивать у молодого поколения инициативность, критическое мышление, способность к нестандартным решениям. Важной задачей является поддержка талантливой молодежи, а также детей с по-иному развитыми возможностями. Решить вышеописанную задачу можно, проектируя пространства развития как мотивирующие миры – центры интеллектуального развития и творчества детей и молодежи. Их можно считать логической функциональной интеграцией музеев («смотрим и трогаем»), образовательных организаций («изучаем») и организаций дополнительного образования («творим, создаем и развиваемся»).Принцип организации современного музейно-образовательного пространства центра «научая – развлекай, развлекая – научай» способствует вовлечению детей и молодежи в мир научных открытий с его историей, проблемами и перспективами. За рубежом (США, Канада, Германия, Австралия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Новая Зеландия, Израиль, Сингапур, Франция, Швеция, ЮАР и др.) подобные центры (типовое название Science Museum, или Музей науки) уже более 30 лет строят свои экспозиции по принципу просветительского аттракциона, становятся образовательным пространством для занятий по физике, химии, биологии и другим научным дисциплинам, а также междисциплинарным исследованиям.В основу модели центров положен принцип создания интерактивного образовательного развивающего пространства, в котором дети и подростки в активной форме исследуют окружающий мир и овладевают различными научными и технологическими новациями.

Проведенный предварительный анализ зарубежного (более 30 стран) и немногочисленного отечественного опыта (проекты «Экспериментаниум», «ИнноПарк», «Парк развития», «Марс-Тефо» и некоторые другие) показывает, что центр – это:

  • уникальная форма развития у молодого поколения (в том числе и детей с ограниченными физическими возможностями) интереса к науке, технике, образованию и культуре, инициативности, творческого мышления, способности к нестандартным решениям;
  • возможность привлечения детей и подростков к занятиям научными изысканиями и творчеством, а также поддержать талантливую молодежь;
  • способ поддержки развития отечественной науки, кадров и производства;
  • возможность в интересной интерактивной форме донести знания из различных областей науки, техники, культуры и искусства;
  • возможность формировать новое поколение страны с активной позицией (любопытные, инициативные личности с развитым чувством воображения, способные принимать самостоятельные решения);
  • создание условий для обучения, всестороннего развития и семейного досуга;
  • возможность эффективной реализации моделей государственно-частного партнерства.

Актуальность центров обусловливается высокой социальной значимостью, потребностью формирования развитого интеллектуального российского общества. Создание в России центров органично коррелирует с идеологией государственной образовательной инициативы «Наша новая школа», федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, а также с концепцией модернизации системы дополнительного образования. Новизна подхода заключается в возможности реализации деятельностного подхода, интеграции различных видов деятельности и познавательной активности, мощными межпредметными (междисциплинарными) связями и активном взаимодействии организаций социальной сферы.Разработка и реализация центров должна вестись с учетом следующих базовых принципов:

  • интерес – содержание и форма подачи материалов экспозиции, лабораторные комплексы, методики, поведение персонала и прочее должны мотивировать посетителей на исследовательскую и творческую деятельность;
  • инновационность – сама суть центров является инновационной, что должно поддерживаться содержанием экспозиций, сценариями работы с посетителями, наполнением и качеством предоставляемого сервиса;
  • доступность и демократичность – возможность нахождения в центрах, использования их образовательной и развивающей компоненты не должна зависеть от достатка семей, построение образовательного пространства должно обеспечивать комфортное пребывание посетителей различных возрастов, интересов и способностей (в том числе и с ограниченными физическими возможностями);
  • качество – все представленные экспозиции центров должны быть качественно выполнены, снабжены интуитивно понятными инструкциями и сценариями исследовательских экспериментов, обеспечены необходимыми информационными материалами и пособиями;
  • научность – все экспонаты должны быть направлены на развитие конкретных компетентностей, знаний или навыков посетителей, на получение конкретного результата исследований, иметь научно обоснованные сценарии проведения экспериментов.

Основными посетителями центров будут дети дошкольного возраста, обучающиеся средних образовательных учреждений, студенты, дети и подростки с ограниченными физическими возможностями, родители, а также научная и педагогическая общественность.Центр представляет собой площадку, на которой находятся логически и логистически связанные объекты и сервисы.Ядро центра – это интерактивный научный комплекс, экспонаты которого позволяют в интересной игровой форме познать основы физики, химии, математики, электроники, географии, экологии, истории и многих других наук. Он состоит из «постоянных» и «переменных» блоков (экспозиций). «Постоянные» блоки предназначены для фундаментальных наук и могут не меняться в течение длительного времени. Напротив же, «переменные» блоки меняются каждые 1-3 месяца и представляют собой различные прикладные науки, такие как электроника, строительство, кулинария, автомобилестроение и многие другие.В современных аудиториях и актовых залах за счет использования современных презентационных и интерактивных технологий могут проходить как серьезные научные конференции, так и творческие мероприятия для дошкольников, различные семинары, конференции, лекции и другие мероприятия.Технопарк позволяет посетителям проявлять инициативу в создании и разработке научных проектов. Технопарк – это школа инновационного бизнеса, в которой будут выявляться и поддерживаться талантливые управленческие, инженерные и другие кадры, необходимые стране для перехода к инновационной экономике.Современный 3D (4D, 5D и т. д.) кинотеатр демонстрирует репертуар научных, учебных и развивающих программ.Центры могут иметь выставочные залы, галереи, библиотеку (медиатеку), специализированные лаборатории, «залы открытий», «залы технологий», обсерватории, планетарий, парк-сад и прочее. Объекты обслуживающей инфраструктуры: гостиница, кафе, детские площадки, специализированные книжные и другие магазины оказывают существенное влияние на привлекательность центров и комфорт их посещения.Основными видами занятий (мероприятий) в центре могут быть: изучение животного и растительного мира; исследования в планетарии; тематические выставки; лабораторные исследования; тематические образовательные программы; эксперименты, шоу и зрелищные демонстрации различных опытов, закономерностей и пр.; фестивали и другие образовательные, научные и культурные мероприятия; интерактивные игры и семинары; обмен педагогическим опытом; летние лагеря и походы и прочее.

Учитывая международный опыт, центры создаются преимущественно в форме некоммерческих организаций по модели государственно-частного партнерства. Базовая инфраструктура обеспечивается государством, а финансирование оснащения, разработки контентного и методического обеспечения, оперативное управление центром осуществляют партнеры. Средства, полученные от реализации входных билетов, непосредственно направляются на поддержку экспозиций центров и развитие образовательных программ. Для обеспечения работы могут привлекаться средства грантов и различных федеральных и региональных программ. Существенными источниками дохода являются магазины, кафе, рестораны, кинотеатр, сдача площадей в аренду для корпоративных встреч и семейных мероприятий, проведение праздников и конференций.В зависимости от объема и метода финансирования и результатов проработки концепции возможны различные варианты реализации центров. В частности, финансирование проекта может осуществляться государством, банками (инвестиционные проекты и (или) под залог активов), учебными и научными организациями, частными инвесторами.Предварительный план реализации проекта может выглядеть следующим образом.Подготовительный этап (1-4 мес.) включает детальное изучение мирового опыта, разработку и согласование концепции центра, разработку детального бизнес-плана, выбор научных консультантов и опорных научных центров, площадок для реализации проекта, источников финансирования, разработку проекта экспонатов и другие подготовительные работы. Основной этап (2-18 мес.), включает ремонт / реконструкцию / строительство помещений центра, его оснащение в соответствии с разработанными на первом этапе концепцией и бизнес-планом. Эксплуатация. На начальных периодах эксплуатации потребуется продуманная маркетинговая кампания в целях популяризации идеи центров. После выхода на необходимый для операционной безубыточности уровень посещаемости проект станет окупать вложенные средства. Плановый срок возврата инвестиций проекта – 3-7 лет.​