Публикации

Педагогика достоинства

2015·Вести образования

Своим выступлением на конференции «Эврика–Авангард-2015» Александр Асмолов задал общий тон дискуссии о гуманистической педагогике, вновь показав, что остается не только верным рыцарем вариативности, педагогики сотрудничества и достоинства, но и бескомпромиссным противником единообразия, мелочного контроля, «пеленочного детерминизма» – словом, всего того, что мешает полноценному развитию школы и ребенка.

На каких трех китах держится система образования в контексте современности? Первый кит – это педагогика достоинства, которая ставит во главу всего достоинство личности. Вспомните стихи Булата Окуджавы «Святое наше воинство».

«Совместная жизнь, основанная на достоинстве – это главное, что у нас есть. Совместная жизнь, которая теряет достоинство, становится нечеловеческой жизнью», – писал Папа Иоанн XXIII.

«Человеческое достоинство и личностная свобода – вот главное, к чему мы должны двигаться», – говорил Михаил Бакунин в своих исследованиях.

И наконец, ярчайший философ XX века Юрген Хабермас писал: «Человеческая жизнь даже в своих анонимных формах обладает достоинством и прежде всего требует уважения к другой личности».

Казалось бы, простые слова. Но если даже в нашей Конституции робко записано достоинство личности как ключевая характеристика человека, без достоинства мы никуда не двинемся. А что значит достоинство? Достоинство имеет антиподом адаптацию, конформизм, превращение в крепостных и превращение в рабов. Я всегда цитирую Льва Толстого, который презрительно иронизировал: «Все устраиваются, когда же жить начнут?». Эта фраза, сохраненная его дневниками, резко противоречит системам культуры, в которых господствует однообразие, жесткая беспредельная определенность, упрощенчество. А как называются такие системы? Это тоталитарные или авторитарные системы. Они всегда пытаются погасить неопределенность, разнообразие, чтобы все привести к упрощенчеству, беспредельной простоте. Это надо отчетливо понимать.

Термин «педагогика достоинства» я впервые употребил в 1967 году в одной из своих работ, в которой писал, что учителя спорят о технологиях преподавания, а ученики на выпускном вечере признаются: «Я боюсь выходить из школы, я чувствую себя как ребенок, как звереныш в норе; не подумайте, что я счастлив, – мне страшно».

Педагогика достоинства неотделима от второго кита нашей системы образования – педагогики сотрудничества, содействия, сорадования, сострадания. Невероятно важная линия, она вошла в нашу жизнь благодаря усилиям Симона Соловейчика, Шалвы Амонашвили, других великих педагогов. Правда, ей сегодня пытаются указать на дверь.

И наконец, третий кит – это культурно-деятельностная идеология развития, которая представляет собой трансдисциплинарный подход, объединяющий психологию, социологию и культурологию. Наиболее емко эта линия прошла через последний стандарт дошкольного образования. Не может быть одной примерной программы. Могут быть только вариативные программы развития дошкольного образования. Это сказано очень отчетливо. И они же являются авторскими программами. Но когда происходят управленческие изменения, мы все время выбираем: либо мы контролируем, либо мы развиваем. Эта оппозиция между контролем и развитием – одна из ключевых оппозиций. Контроль рождает выученную беспомощность, апатию. Жесткий контроль рождает гиперопеку и концепцию пеленочного детерминизма. Что это такое? В ряде африканских племен ребенка связывали, чтобы он не мешал. Если мы хотим подарить миру пеленочных детерминантов, мы проигрываем, проигрываем и еще раз проигрываем.

Педагогика достоинства, педагогика сотрудничества, педагогика развития – вот те линии, которые пересекаются между собой и дают новую палитру образования.